16.05.2024 16:25
Поделиться

Художник, научивший видеть мир прекрасным: Каким был Сергей Андрияка

Умер художник Андрияка. Его восприятие мира шло через живопись и цвет
Первые уроки живописи он получил от матери.
Сергей Андрияка оставил много прекрасных работ в технике
акварели. Его рассказ о красоте мира продолжат его ученики...
Сергей Андрияка оставил много прекрасных работ в технике акварели. Его рассказ о красоте мира продолжат его ученики... / Александр Корольков/РГ

Отец - заслуженный художник РСФСР Николай Андрияка - преподавал в художественной школе при Суриковском институте и сын его практически не видел. Зато хорошо помнил, как лет с четырех они дома с матерью что-то лепили из теста и пластилина, рисовали, она рассказывала сыну сказки и истории из жизни - тем самым, по словам художника, насыщала его первые работы "каким-то высшим смыслом, который стимулировал фантазию и творчество". Телевизор в доме не работал. "Мое восприятие мира шло через живопись и цвет".

А потом, лет с пяти, отец уже стал брать его на летние практики в Подмосковье. Он был и учителем, и первым критиком начинающего художника, закончившего школу при Суриковском, а потом и сам институт - защитив диплом, темой которого стала историческая картина "На поле Куликовом. Вечная память"

…Андрияка был художником на все руки. Начинал с работ масляными красками, гуашью и темперой. Создавал мозаики и витражи, делал офорты, расписывал фарфор, работал по эмали. Затем сконцентрировался на акварели - опираясь на традиции мастеров классической многослойной акварели создал собственную технику - не используя белила и другие материалы, кроме акварельных красок, писал по памяти, зачастую без предварительного рисунка карандашом - делая исключение для изображения памятников архитектуры.

А это было одним из направлений его творческой работы. Он объехал всю Россию, писал в Москве, Туле, Коломне, Великом Устюге, и многих других, европейских и заокеанских городах.

Его любимой темой были натюрморт и пейзажи - городские и сельские, в России, в Европе и Америке. Живые, полноцветные, "дышащие". Именно благодаря Сергею Андрияке акварель в России обрела новую жизнь - по цветовым качествам, по образной содержательности и даже по размерам. Художник так умел продемонстрировать зрителю уникальные возможности этой техники, что иногда даже сложно поверить в то, что его изысканные и эмоциональные работы выполнены акварелью.

В общей сложности Андрияка написал более 10 тысяч картин, участвовал более чем в 600 выставках в России и за рубежом, на крупнейших площадках Москвы и Санкт-Петербурга.

Набравшись колоссального опыта, Сергей неожиданно решил, как и его отец, - учить других. Андрияка-педагог - явление уникальное в нашей культуре. В 1999 году он создал и возглавил Московскую государственную специализированную "Школу акварели Сергея Андрияки" с собственным музейно-выставочным комплексом. Ее выпускниками с тех лет стали около 2000 мастеров живописи, и около 160 его картин и работ выпускников Школы украшают коридоры первого корпуса Кремля, где работает президент Владимир Путин.

Да, у него было немало заслуженных титулов. Народный художник, академик… Но, пожалуй, главной стала для него - его Школа акварели, куда попасть, где поучиться стало мечтой для многих детишек и их родителей. А в 2012 году в Москве открылось новое учебное заведение - Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки - и тоже престижная, завидная для многих. Это ли не главная награда?

"Я в сотый раз задаюсь вопросом - ну зачем тебе, успешному, состоявшемуся художнику, нужна эта головная боль, зачем тебе это нужно? А между тем, мне кажется, что самое главное, чем я занимаюсь - это преподавание", - говорил художник.

Поэтому у него откуда-то бралось время и на уникальные "Уроки рисования" - отснятый каналом культура в 2012 году цикл программ, где Сергей Николаевич раскрывал секреты своего искусства - шаг за шагом, комментируя все, что происходит на доске и листе акварельной бумаги, рассказывая, как выстраивать изображение в графике, что такое перспектива... На глазах у зрителя создавался выставочный, практически готовый экспонат. Вместе с ним в художественном процессе участвовали и зрители, корпевшие над листами бумаги в студии у своих телевизоров… Так он и остался - вместе с ними, своими зрителями, в нашей памяти. Художник, научивший видеть мир прекрасным.