Поделиться

    На Верхней Волге раньше обычного стартовала круизная навигация

    Жители регионов Верхней Волги круизные теплоходы, первые в этом сезоне, увидели уже неделю назад, а где-то и раньше. Большинство речных трамвайчиков вышли на маршруты тоже в конце апреля, а не в начале мая, как обычно. Более ранний старт сезону навигации позволила сделать теплая погода, ускорившая таяние льда.
    Первый многопалубный теплоход "Константин Симонов" причалил у речного вокзала в Ярославле - он проследовал из Нижнего Новгорода в Москву.
    Первый многопалубный теплоход "Константин Симонов" причалил у речного вокзала в Ярославле - он проследовал из Нижнего Новгорода в Москву. / Иван Фадеев

    На клубничную ферму

    Первый многопалубный теплоход "Константин Симонов" причалил у речного вокзала в Ярославле 24 апреля: он проследовал из Нижнего Новгорода в Москву, простояв в столице Золотого кольца целый день и дав туристам возможность не только вдоволь нагуляться по городу и его музеям, но и съездить в Ростов Великий или (на выбор) в Толгский женский монастырь. А дальше речные лайнеры пошли уже один за другим. В местном речном порту рассказали, что в эту навигацию в Ярославле планируют принять свыше 820 круизных теплоходов (в прошлом году их было 677). А в целом, по данным областного минтуризма, в расположенные у воды города региона круизники будут заходить около 2,5 тысячи раз, что на 200 судозаходов больше, чем годом раньше.

    В Кострому первый в этом году туристический теплоход - "Симфония севера" - прибыл 26 апреля: 248 его пассажиров побывали в местных музеях сыра и сладостей, Ипатьевском монастыре, музее деревянного зодчества, воссозданном Богоявленском соборе и на клубничной ферме в Костромском районе. Ожидается, что судозаходов за весь сезон в городе будет не менее 550.

    В Твери круизная навигация стартовала 27 апреля - ее открыл теплоход "Русь Великая". Здесь ожидают около 200 судозаходов - тоже больше, чем в прошлом году, когда в древнем городе причалило 166 круизных лайнеров. Еще больше туристических судов пройдут через Калязин - наиболее пока притягательную для туристов точку на тверских речных маршрутах.

    А чтобы путешествие в регион для отдыхающих стало еще более привлекательным, тверитяне за пару последних лет добились увеличения стоянки круизников у своих причалов с двух до восьми-девяти часов и разработали новые экскурсионные программы: "Город под водой" - с посещением экспозиции музея "Волгари" и экскурсию к локатору с рассказом о его использовании в космических программах. Туристы с удовольствием теперь ездят на оленью ферму и в музей стекла под Тверью, в Музей А. С. Пушкина в Торжке и архитектурно-этнографический комплекс "Василево".

    В региональном министерстве туризма сообщили, что новые турпрограммы разработаны и презентованы в Конаковском районе и на курорте Завидово, где в рамках туристско-рекреационного кластера "Волжское море" готовятся к открытию новый речной порт с речным вокзалом, рассчитанные на 800 с лишним судозаходов ежегодно. Гостей там ждут экотуры с конными прогулками и муравьиной тропой, гастрономические туры с историей сыроделия, экскурсии на катерах и яхтах, сплавы на байдарках и сапах, велоквесты, джип-туры и специальные программы с гольф-туром и вертолетными экскурсиями. Но когда откроется сам порт и вокзал, в правительстве Тверской области пока не сообщили.

    Юрьевец - рекордсмен

    28 апреля первые теплоходы пришвартовались к причалам Юрьевца и Кинешмы в Ивановской области. По информации правительства региона, в малых приволжских городах области в этом навигационном сезоне судозаходов будет в 1,5 раза больше прошлогоднего - около 500. К примеру, в Кинешме и Плесе ожидают по 200 с лишним судозаходов, что соответственно больше на 20 и 50 процентов. Но самый большой прирост покажет Юрьевец, где находится музей Андрея Тарковского: здесь за лето причалит 90 с лишним теплоходов, хотя еще в прошлом году их было 35. Примечательно, что с 2010 по 2023 год круизные суда сюда не заходили вообще, только в минувшем году они начали останавливаться в городе после 13-летнего перерыва. Чтобы это наконец случилось, здесь построили берегозащитную дамбу, благоустроили набережную. К 2025 году, когда Юрьевцу исполнится 800 лет, турпоток в город региональные власти надеются нарастить еще больше.

    В эту навигацию в Ярославле планируют принять свыше 820 круизных теплоходов (в прошлом году их было 677)

    К слову, судоходных населенных пунктов на Верхней Волге, где могут останавливаться круизные теплоходы, в ближайшей перспективе станет только больше. Так, в Ярославской области, где многопалубные суда сегодня принимают Ярославль, Рыбинск, Тутаев, Углич, Мышкин и парк-отель "Бухта Коприно" в Рыбинском районе, универсальный понтонный причал для круизных теплоходов, речных трамвайчиков и маломерных судов в этом году, как обещают власти, появится в деревне Хопылево Рыбинского района, где был крещен будущий легендарный адмирал Федор Ушаков. Кроме того, строятся универсальные причалы на обоих берегах Тутаева - потому что сегодня круизники могут вставать здесь только у правого берега. Да и для работы парома, считают в областном минтрансе, такие причалы тоже необходимы (хотя в прошлом году для парома здесь с успехом ставили классические металлические причалы).

    Немного сдвинуты (на 2025 год), но по-прежнему актуальны планы строительства универсальных понтонных причалов в Угличе, Мышкине, Пошехонье, Брейтове и на озере Неро в Ростове Великом.

    - Развитие речной инфраструктуры позволит нарастить турпоток в наши города и туристические локации, откроет новые перспективы для привлечения инвесторов, - уверен ярославский губернатор Михаил Евраев. - Ярославская область - регион на воде, и необходимо использовать эти возможности: формировать маршрутную сеть, новые туристические направления, поддерживать судоходство. Последовательно решаем эти задачи. Причалы на Волге будем ставить универсальные: под теплоходы, круизники, под маломерные суда.

    Впрочем, в регионе не только развивают причальную инфраструктуру, но и начали строить пассажирские прогулочные суда: осенью прошлого года на судостроительной верфи "Паритет-Центр" в Ярославле спустили на воду электрический катамаран "Белояр" (проект "Looker 1100H"), построенный по заказу судоходной компании "ВодоходЪ". Это великолепное современное судно, похожее на яхту премиум-класса и вмещающее 130 пассажиров, начало катать экскурсантов по Волге 1 мая. По расчетам "Водохода", за 150 дней навигации катамаран сделает 800 рейсов и обслужит 50 тысяч туристов. Если опыт окажется успешным, он будет масштабирован: со слов Михаила Евраева, обсуждается вопрос о строительстве для региона нескольких таких судов.

    Кроме того, в этом сезоне "ВодоходЪ" увеличивает количество круизов с отправлением из Ярославля на теплоходе "Зосима Шашков" - всего их будет 23: в Москву, Углич, Кострому, Плес, Городец, Казань, Москву и Санкт-Петербург. В целом же из Ярославля можно отправиться на теплоходах разного класса по очень многим маршрутам. Как объясняют в судоходной компании, столица Золотого кольца удобна для старта речного путешествия тем, что позволяет избежать длительного шлюзования, которое неизбежно при отправлении из Москвы.

    Без причалов

    На многие местные маршруты речные трамвайчики типа "Москва" вышли 28 апреля. К примеру, в Ярославле в этот день стартовали пассажирские перевозки по двум внутригородским линиям: вверх по Волге до Толги и вниз до Вакарева, а также по одной пригородной - до Новых Ченцов. Вторая пригородная линия, до поселка Константиновский, откроется 9 мая. В День Победы отправится в первый рейс и теплоход "Московский-7" - из Рыбинска до пристани Колхозник. 1 мая, к великой радости обитателей окруженного волжской водой Юршинского острова, из рыбинского микрорайона Переборы к островитянам прибыла старенькая, но незаменимая "мошка" - теплоход МО-513, а значит, появилась более-менее постоянная связь с "большой землей".

    Правда, поездка на дачу по волнам для ярославцев опять заметно подорожала. Если год назад билет на речной трамвайчик обходился в 80 рублей в случае приобретения его за наличные деньги и в 44 рубля - при оплате транспортной картой "Якарта", то в этом году он стоит уже 120 рублей за наличные, 100 - при оплате банковской картой и дешевле всего - 50 рублей - обходится при использовании "Якарты". На пригородных маршрутах в Ярославле и Рыбинске пассажиро-километр стоит 4,25 рубля, что тоже дороже, чем в прошлом году. При этом гибкая тарифная политика здесь не применяется.

    "Изменение тарифа на 2024 год обусловлено ростом цен на моторное топливо, ремонты и техническое обслуживание судов, требованиями законодательства по обеспечению транспортной безопасности. Пересмотр тарифов на пассажирские перевозки происходит ежегодно. В этом сезоне они ниже экономически обоснованных затрат перевозчиков", - объяснили подорожание в областном министерстве транспорта.

    В Костроме теплоход "Москва-52" в межсезонье капитально ремонтировали (в том числе двигатель), и он смог выйти на пригородные маршруты до Садов и деревни Борщино 1 мая, то есть немного позднее, чем обычно. Он снова делает по два рейса в день в обоих направлениях по выходным, в среду и пятницу. Этот же речной трамвайчик катает отдыхающих и туристов, желающих посмотреть на город с воды. Билеты здесь пока не подорожали: до Садов можно добраться за 70 рублей, до Борщино - за 48.

    К сожалению, в отличие от круизных теплоходов, для которых в Ярославской области причальная инфраструктура уже строится, более "народные" речные трамвайчики уже пару лет почти везде пока причаливают носом в берег. В 2023 году для остановки Толга, где расположен очень популярный у паломников и туристов Свято-Введенской Толгский женский монастырь, специалисты Ярославского речного порта по заказу регионального правительства построили новый красивый причал (стоимость контракта - 28 миллионов рублей), и это сейчас единственная правильная пристань на местных линиях. На многих других остановках речникам приходится углублять у берега дно, чтобы судно могло подойти, а где-то невозможно и это.

    - Пассажирам очень неудобно, - признает руководитель направления "Пассажирские перевозки" Ярославского речного порта Андрей Жальнин. - Особенно на остановке Верхний остров, что в сторону Толги. Там вообще очень плохой заход: берег обрывистый. Обязательно нужна пристань, и она там всегда стояла.

    Как объяснили в минтрансе, вариант причаливания теплоходов носом в берег стал повсеместно применяться после того, как изменились требования Российского речного регистра к причальной инфраструктуре. Старые ржавые дебаркадеры пришлось демонтировать, но заменить их пока нечем.

    - Строительство причалов в акватории Ярославля в 2024 году не запланировано, но ведется их оценка для модернизации в перспективе, - сообщил министр транспорта Ярославской области Мурат Баснукаев.