12.05.202419:00

Маркировка товаров за пять лет сэкономила бюджету 800 млрд рублей

Эффект от системы маркировки товаров с начала ее внедрения в 2019 году до конца 2023 года составил около 800 млрд рублей. Об этом рассказали "Российской газете" в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) который является оператором государственной системы маркировки "Честный знак".

Отмечается, что рынок молочной продукции обелился на 17%. Производство фальсификата сократилось в 60 раз (еще в начале прошлого года его было 30%, сегодня - 0,5%), а оборот молочной продукции с истекшим сроком годности упал на 81% (с 16 млн до 3 млн). Рынок упакованной воды обелился на 45%, при этом качество выросло на 88%. В обуви обеление рынка составило 56%, повышение качества - на 98%. В легпроме - рынок обелился на 33% и на 62% увеличилось число товаров с подлинными документами. Рынок парфюма обелился на 37%, а качество товаров выросло на 94%. Что же касается рынка табака, то там обеление составило 11%.

"В условиях моратория на проверки данные системы маркировки "Честный знак" являются объективным обоснованием для Прокуратуры России для выдачи разрешения на проверки. За год (с 2023 по 2024) количество проверок выросло в два раза", - отметили в ЦРПТ. Их эффективность в 2023 году составила 89%. При этом надзорная деятельность в стране стала более точечной. Риск-ориентированный подход позволяет проверять только потенциальных нарушителей, что снижает нагрузку на честный бизнес.

Задача системы маркировки - создать цифровую модель рынка и поддержать потребителя

В первую очередь задача системы маркировки - это создание цифровой модели рынка: кто производит товар, как он двигается, где продается и какова его стоимость. Эти данные затем используются в интересах государства, бизнеса и потребителей. Государство имеет возможность на основе точных и актуальных данных принимать верные управленческие решения, а потребитель, в свою очередь, с помощью системы маркировки может проверить товар, узнать его сроки годности и другую информацию.

Напомним, что пилотные проекты по маркировке были запущены в РФ по 12 товарным категориям. Кроме того, ожидается решение Правительства по четырем новым экспериментам по маркировке: слабоалкогольной продукции, кабелям, ноутбукам и смартфонам, и буквально недавно Минпромторг предложил провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья. Что же касается обязательной маркировки новых товарных групп, то до конца года механизм распространится и для велосипедов и велосипедных рам (1 сентября).

"С 1 апреля в России запустился разрешительный режим на кассах для табака и разливного пива, то есть кассы в автоматическом режиме блокируют продажу просроченных и нелегальных товаров. Такой режим планируется распространить на все товарные группы, сейчас решение принято в отношении 11 групп. С 1 мая он стал обязательным и для молочной продукции и воды в крупной рознице", - констатировали в ЦРПТ. Действовать механизм будет так: в момент сканирования товара на кассе программное обеспечение обращается к системе маркировки для получения сведений об этой единице товара. Если за полторы секунды не получен ответ от системы маркировки, магазин проверяет продукцию в режиме офлайн по базе данных, которая актуализируется не реже чем один раз в два часа.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации