Поделиться

На Ставрополье установлен рекорд по бизнес-торговле в интернете

На Ставрополье за три последних года доля продаж через интернет выросла вдвое. За один только 2023-й оборот на маркетплейсах составил 40 миллиардов рублей, а это 5,3 процента всех товаров, проданных в розницу в регионе, заявляют в минэкономразвития Ставрополья. Глава ведомства Денис Полюбин в своем аккаунте в соцсетях призвал жителей региона повнимательнее присмотреться к возможности начать бизнес в интернете. Корреспондент "РГ" попытался разобраться, так ли это просто на практике.

Прямо сейчас в интернет-магазинах торгуют больше трех тысяч предпринимателей-ставропольцев. С 2022 года их число увеличилось на 23 процента. Росту способствует развитие инфраструктуры: в регионе больше полутора тысяч пунктов выдачи заказов, и половина открылась за последние два года. Для Ставрополья это огромный скачок.

- Активно развиваем логистический хаб в Невинномысске. Это прорывной проект, который будет поэтапно реализован до 2026 года. Он дает возможность местным предпринимателям выставлять свою продукцию на ведущих маркетплейсах, - заявил глава минэкономразвития Ставрополья Денис Полюбин.

Затем он неожиданно добавил: "А в центре "Мой бизнес" можно научиться работе на маркетплейсах, если ты предприниматель или самозанятый".

Один из тех, кого привлекают к преподаванию на подобных курсах, - федеральный эксперт по маркетплейсам Валерия Суязова. Она рассказывает начинающим предпринимателям, как правильно выстроить торговлю на интернет-площадках, а также оказывает услуги по сопровождению магазинов. По ее словам, если раньше темой интересовались люди постарше, в основном женщины от 35 до 55 лет, то теперь в аудиториях среди ее слушателей все больше молодых людей в возрасте около 20 лет. А еще заметно прибавилось мужчин.

Есть еще те, кто просит обучить их детей: "Я оформлю на себя ИП, а он пусть учится, зарабатывает". И, как отмечает девушка, это не лишено смысла. Юные умы, не нагруженные опасениями и страхами, предлагают иногда более свежие решения и идеи в этой вариативной сфере, чем могут выдать взрослые.

- Сейчас конкуренция на маркетплейсах выросла, и это заставляет продавцов лучше работать. Если раньше из-за плохих товарных карточек, неясных фото и описаний, из-за недостаточного расчета и анализа рынка многие начинали торговать в "ноль" или быстро уходили в "минус", то сейчас ситуация изменилась, - говорит Суязова. - Люди стали подходить к торговле серьезнее, больше вкладываются и, соответственно, больше зарабатывают.

По словам Суязовой, ставропольцы - ее клиенты - продают очень разные товары. В основном это одежда, но в данном сегменте уже сейчас слишком большая конкуренция. Прочие типы товаров можно перечислять долго: от вакууматоров и пылесосов до ультразвуковых мышеловок (они пользуются удивительным спросом прямо сейчас, отмечает эксперт). В основном речь идет о старой доброй розничной перепродаже приобретенных партий, однако есть те, кто через маркетплейсы распространяет свои изделия, например крафтовые предметы гардероба, мыло и свечи, дизайнерские украшения из эпоксидной смолы или сувенирную продукцию.

По словам экспертов, чтобы сейчас заняться интернет-торговлей, потребуется вложить не меньше 200 тысяч рублей. Впрочем, есть и те, кто инвестируют в свое дело миллионы. При грамотной работе это приносит плоды и выручка оказывается в сотни раз больше.

Сегодня помогают нейросети, которые работают как внутри площадки, так и снаружи. Надо сделать красивую карточку, а ты не умеешь красиво верстать? Пожалуйста - за тебя все сделает ИИ

И, кстати, про расчеты: если раньше успех больше зависел от того, насколько предприниматель может сам учесть все нюансы, то сегодня помогают нейросети, которые работают как внутри площадки, так и снаружи. Надо сделать красивую карточку, а ты не умеешь красиво верстать? Пожалуйста - за тебя все сделает ИИ, в сотни раз лучше, и ему не надо за это платить. Надо сделать прогноз состояния экономической ниши или своей статистики? Без проблем.

Сопредседатель Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации "Опора России" Павле Мрвалевич отмечает, что маркетплейсы действительно помогают с продажами, но не рекомендует предпринимателям, следуя поговорке, "класть все яйца в одну корзину". Трудности, с которыми можно столкнуться в торговле через интернет-площадки, отражают проблемы, характерные для борцов разных весовых категорий.

- Небольшой бизнес, работающий с крупными компаниями, к которым относятся и маркетплейсы, часто сталкивается с проблемами, характерными при взаимоотношениях больших и малых предприятий. Первые могут диктовать свои условия и менять их, не советуясь со вторыми. Мелкие предприниматели всегда находятся в подчиненном положении, и те, кто не способен подстроиться под конъюнктуру, могут пострадать, - говорит Мрвалевич. - Для гармоничной работы необходимо иметь разные надежные каналы сбыта и при этом производить конкурентную продукцию, которая способна соперничать, например, с дешевыми товарами из Китая.

Кстати

Логистический хаб в Невинномысске, о строительстве которого упоминает министр Полюбин, региональные власти называют не иначе как прорывным проектом. По ранее представленным данным, в нем будет 100 тысяч складских помещений. Инвестиции в проект - более 10 миллиардов рублей. При этом рабочие места получит тысяча человек.