Сам спрос на франшизы будет меняться согласно стандартной сезонности - снижение до середины июля и увеличение после с пиком в ноябре. По мнению основателя каталога франшиз Businessmens.ru Юрия Богомолова, такие показатели стали логичным продолжением роста рынка франчайзинга в 2023 году.
"На фоне сложных предыдущих периодов - пандемии 2020 года, событий 2022 года, когда спрос на франшизы то резко падал, то снова восстанавливался - год без резких потрясений привел к стабильному развитию. Количество запросов на франшизы разных сфер увеличилось на 57% по отношению к показателям 2022 года", - отметил Богомолов в беседе с "РГ".
Руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская также считает, что франчайзинг не потеряет свою популярность. "В период нестабильной экономической ситуации или кризиса такая модель старта бизнеса дает инвесторам готовые решения или, по сути, "дорожную карту" работы в тех или иных его сегментах . Поэтому, если у инвесторов нет достаточно времени, инвестиций или желания пробовать что-то новое, они обращаются к франчайзингу", - пояснила она.
Рождественская отметила, что инвестиционные сегменты франчайзинга развиваются по-разному. На сегодняшний день самые интенсивные темпы развития имеют франшизы с инвестициями до 1,5 млн руб. или свыше 6 млн руб. В первом случае это бизнес, который рассматривается как альтернатива занятости (работе по найму) или банковским вкладам. Просчитав экономическую модель, многие приходят к выводу, что доходность от франшизы будет выше, и делают выбор в пользу нее. В этом сегменте для запуска бизнеса люди используют собственные накопления и очень редко прибегают к займам и банковским кредитам на его старт. Активно развивается и сегмент свыше 6 млн руб. "Как правило, это уже профессиональные инвесторы, которые уже имеют другой вид бизнеса и хотят его диверсифицировать. Поэтому, как правило, это совершенно не последние деньги, на которые люди готовы открываться", - объяснила эксперт.
Наиболее подверженным внешним воздействиям, по словам Рождественской, остается сегмент от 3 до 6 млн руб. Здесь проблема в том, что людям часто приходится прибегать к займам. "У них есть определенный объем собственных средств, но для запуска бизнеса их недостаточно. Инвесторы не могут быть уверены в экономических перспективах бизнеса на несколько лет вперед, и, соответственно, не хотят рисковать и брать дополнительные кредиты. Поэтому этот сегмент теряет в темпах роста по сравнению с остальными", - констатировала эксперт.
Богомолов, в свою очередь, отметил, что сейчас в сфере франчайзинга заметно увеличение интереса покупателей к категориям "кафе и рестораны", "красота и здоровье", "туризм", "финансы", "пункты выдачи заказов".
Поскольку сейчас очень активно развивается внутренний туризм, развиваются и франшизы, непосредственно связанные с ним. Открываются разнообразные туристические кластеры, которые необходимо насыщать разными инфраструктурными проектами - поэтому популярны мини-отели, гостиницы, ресторанный бизнес и оригинальные фастфуд-концепции.