15.05.2024 07:00
Поделиться

Можно ли было предотвратить трагедию с упавшим в реку автобусом в Петербурге

Почему произошла трагедия в Санкт-Петербурге, когда автобус, протаранив ограждение, рухнул с моста в воду, предстоит установить следствию. А мы попробуем разобраться, можно ли было предотвратить это происшествие.

Автобус с пассажирами упал в реку Мойку днем 10 мая. Водитель следовал по маршруту 262 по Большой Морской улице, выскочил на тротуар, а при попытке вернуться на свою полосу оказался на встречке на повороте на Поцелуев мост. По непонятной причине автобус развернуло, он пробил ограду и упал в воду. В итоге погибли семь человек. Арестован водитель, задержан начальник автоколонны ООО "Такси", организовавшего перевозку людей.

Водитель, 44-летний Рахматшох Курбонов, объясняет произошедшее неисправностью тормозов. Он чувствовал, что машина плохо реагирует на педаль, но продолжил работу. И в этом он признает свою вину. Впрочем, его супруга сообщила, что он вернулся после смены в два часа ночи. А в 7.30 должен был выйти на маршрут заново. То есть после отработки в 12 часов (плюс дорога до дома) спать ему оставалось немногим более пяти часов. Очевидно, что при таком режиме труда и отдыха трагедия рано или поздно произойдет. За нарушение труда и отдыха водителя и был задержан начальник автоколонны.

Руководство компании опровергает версию о нарушении режима работы. Перевозчик утверждает, что у водителя накануне был по графику 12-часовой рабочий день, из которых он лишь восемь часов провел на линии, а остальное время отдыхал. Перед рейсом прошел медосвидетельствование. Исправность автобуса подтвердило техобследование.

Тут, кстати, возникает вопрос: почему исправность автобуса была подтверждена 7 мая, а в рейс он вышел 10-го? Обязательного техосмотра перед выпуском на линию никто не отменял. Так что тут перевозчик буквально сознался в нарушении.

Много вопросов и к версии с неисправными тормозами. Если не давить на газ, автобус остановился бы после первого ДТП. На видео из салона видно, как водитель крутит рулем в разные стороны. Может, было неисправно рулевое управление? Такое уже бывало в Москве, когда водитель рейсового автобуса въехал в подземный пешеходный переход. Он тоже крутил рулем, но машина его не слушалась. Но может, столь неадекватные маневры он действительно совершал от усталости? Что-то привиделось, почудилось? Такую версию тоже исключать нельзя.

Напомню, что приборы контроля труда и отдыха водителя должны устанавливаться в любой грузовик, а также в автобусы, которые работают на дальних либо межрегиональных перевозках. Уже давно их установку собираются ввести на рейсовых городских или внутрирегиональных автобусах. Но до сих пор не получается. Между тем, это могло бы решить проблему с переработками. Не смог бы водитель сесть за руль, не отдохнув. Точнее, смог бы, но до первой проверки. Досталось бы и перевозчику. Причем настолько серьезно, что в следующий раз он не пробовал бы отправлять такого водителя в рейс. А если использовать современные тахографы, которые автоматически передают данные, то такие нарушения выявлялись бы сразу, и привозил бы водитель не доход своему работодателю, а штрафы и риски остаться без лицензии.

Об острой нехватке в стране водителей автобусов и грузовиков известно давно

У нас в стране действительно наблюдается острая нехватка водителей-профессионалов. Тех, которые работают на грузовиках и автобусах. Потому компании привлекают к такой работе мигрантов. Но в данной ситуации водитель был гражданином России.

Работать водителем можно либо с российскими правами, либо с правами Киргизии и Беларуси, либо тех стран, где русский язык признан официальным. Причем не важно, гражданин ты России или нет. Национальные права на автобус можно было обменять на российские без обучения, но сдав экзамен в ГИБДД. Так что насколько опытные и профессиональные водители из стран ближнего зарубежья работали, судить сложно. Но, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, аварийность по вине иностранных водителей растет третий год. В прошлом году выросла аварийность с автобусами. Причем в большинстве случаев именно по вине водителей автобусов.

С 1 апреля требования изменились. И чтобы водить автобус, потребуется получить российские права, за исключением тех же стран, которые перечислены. Причем - после прохождения обучения в автошколе и со сдачей экзаменов в ГИБДД. При этом для тех, кто получит российское гражданство или вид на жительство, появилось одно новое требование. Их национальные водительские удостоверения будут действовать только год с момента, когда они стали гражданами РФ. А потом с такими правами не то что работать водителем не возьмут, на своей машине не поездишь.

44-летний Рахматшох Курбонов объяснил аварию неисправностью тормозов. Фото: Петр Ковалев/ ТАСС
Кстати

Почему водители автобусов уходят в курьеры

В сфере перевозок пассажиров сложилась сложная ситуация, связанная с острой нехваткой водителей. Дефицит водителей общественного транспорта составляет от 25-30%, в отдельных регионах он доходит до 45-50%, оценивает президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний МАКС Александр Митюков. При этом автобусный парк многих городов быстро обновляется, но водить новенькие автобусы по улицам некому. "Российская газета" уже писала, что эта ситуация встречается во многих регионах, в некоторых из них до половины автобусов простаивают в автопарках. К примеру, недавно Нижегородская область отчиталась, что из 4 тыс. водителей, которые необходимы для качественного транспортного обслуживания, не хватает 1,5 тыс. Из-за чего часть транспорта просто не выводят на линии.

Средний возраст водителей приближается к 50 годам. Молодые люди не стремятся идти на эту работу. Осенью в Народном фронте предлагали решать эту проблему с помощью бесплатного обучения водителей категории D в рамках федерального проекта "Содействие занятости", а также включить водителей автобусов, троллейбусов и трамваев в список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего специального образования профессии.

По данным "Авито Работа", транспортно-логистическая сфера входит в пятерку наиболее дефицитных - на нее приходится каждая 10-я вакансия. Причем подсчет ведется по числу объявлений, но в сфере транспорта по одной вакансии нанимается не один сотрудник.

При этом водители общественного транспорта не являются самой престижной профессией даже среди остальных категорий водителей. Уровень зарплат в больших городах достаточно высокий, в Москве зарплата водителя составляет 80-130 тыс. руб. Но то, что делает комфортной поездку пассажиров в автобусе, жестко бьет по комфорту работы водителя. Пассажиры часто жалуются на неаккуратное вождение, резкое слово, опоздание по графику. К этому стоит добавить высокие нагрузки. "Необходимо кардинально решать вопрос с ненормированным рабочим днем, поскольку водитель, который проводит за рулем 8-10 и более часов, что не редкость, - это огромные риски", - отмечает Митюков.

В итоге водители общественного транспорта уходят туда, где заработать можно больше, а жить спокойнее. "Многие предпочитают доставку или такси - зарплаты там существенно выше, а график и требования более гибкие", - говорит Александр Митюков. К примеру, зарплата дальнобойщиков достигла 160 тыс. рублей, а водители-курьеры и водители-экспедиторы, особо не напрягаясь, зарабатывают по 110-120 тыс. рублей в месяц.

Подготовила Ирина Жандарова