Выяснилось: большая часть родителей - 60% - считают, что обучение должно выходить за рамки школьной программы и давать не только знания, но и важные навыки для будущей жизни.
Среди "мягких" навыков, которые родители считают необходимыми для своих детей, первые места занимают предпринимательские компетенции, например, коммуникация, эмоциональный интеллект и умение разрешать конфликты, аналитическое и критическое мышление.
Также в числе ключевых "мягких" навыков - умение учиться, работа в команде, креативность и лидерство.
Что касается так называемых "твердых" навыков, которые должна развивать школа, то с большим отрывом лидирует владение иностранными языками (68% родителей поставили его на первое место).
Также необходимым считают программирование и инженерные и ремесленные навыки. 44% родителей хотят, чтобы их дети умели работать руками, например, шить или столярничать. И, как по запросу, с нового учебного года в школах появится новый (а на самом деле уже знакомый старшему поколению) предмет "Труд", где как раз и будут учить шить, мастерить и готовить.
Также важным родители считают умение работать с текстом и математическое моделирование. Примерно пятая часть взрослых считает, что нужны навыки работы в графических редакторах и основы дизайна.
Подавляющее большинство родителей высказались за дополнительные занятия в школе, но уделять секциям и кружкам, по их мнению, надо от одного до трех часов в день, не больше.
Свыше половины родителей в целом довольны тем, как школы, где учатся их дети, дают ученикам дополнительные навыки. Но 39% все же считают, образовательные учреждения с этой задачей не справляются.
Зачем вообще нужны эти дополнительные навыки?
По мнению участников опроса, они дадут ребенку во взрослом возрасте возможность быстро учиться новому, адаптироваться к среде и находить общий язык с коллегами и партнерами. А еще - помогут сохранить психологическое здоровье, научат планировать свою жизнь и карьеру и поступать разумно.
Михаил Лебедев, замдиректора по средним и старшим классам школы "Новый взгляд":
- Результаты исследования показывают, что границы образования расширяются по мере взросления школьников. Но образовательный процесс начинается не с момента прихода детей в школу и не заканчивается, когда дети уходят домой. Процесс изучения, познания идет непрерывно, повсюду, в любом месте и в любое время.
Марина Дорохова, руководитель направления "Навыки и Карьера" hh.ru:
- Среди ключевых навыков по уровню востребованности на российском рынке труда отчетливо выделяются и набирают популярность следующие: навыки работы с IT-технологиями, аналитические способности и умение работать с данными, навыки решения проблем, коммуникаций и сотрудничества. Показательно, что и родители школьников считают их важными для своих детей и ждут их развития сразу в рамках школьного образования.