…Стажировки журналистов областных и районных газет проросли в "Российской газете" удивительным естеством. Началось с Елены Павловой из "Амурской правды", Натальи Игнатовой из тацинских "Районных вестей", продолжилось целым десантом коллег из Татарстана. Но именно с Ольгой Шушлебиной на московской улице Правды "Российская газета" подписала первый договор об информационном партнерстве, к которому сегодня присоединились около 300 региональных СМИ.
Мы стали богаче на возможности и проблемы друг друга.
Урюпинская правда в том, что жизнь большинства районных и городских газет дотационна, в некоторых регионах в целях оптимизации их взяли под свое крыло областные управления печати. Но ни один чиновник не получил при этом права на профанацию закона о СМИ, на забвение свободы печати.
Печаль еще в том, что районки - а многие со столетней профессиональной историей! - стали зависимы не столько от денег, сколько от временщиков-пиарщиков, правящих пир, спускающих цифры, цитаты, заголовки, снимки, а в некоторых областях даже верстку первых полос (уточню сразу - не в Урюпинске), превращая их в агитлистки. А где же тот самый человек, на котором держится сама Россия? А где та самая региональная пресса, которая в эпоху алармизма возвращает чувство достоинства российской повседневности? Ее тоже окончательно оптимизируем? Зачем СМИ районного значения в эпоху глобализации? Робот создаст новость. Миллионы первее первых узнают о силе землетрясения и о веревке в доме повешенного. А затем, что человек живет в мире и в мире своей личной вселенной.
Без местной прессы представить ландшафт и масштаб, боли, беды и победы страны невозможно.
Тираж "Урюпинской правды" почти 10 тысяч на 60 тысяч населения! СМИ районного значения организовывают мир вокруг себя. Как учитель и врач, как проповедник и праведник. Люди узнают главные для них новости, поздравляют и соболезнуют соседу, покупают и продают. Полоса местных объявлений ("продаю козу и б/у баян") говорит о самочувствии района часто не меньше статотчета.
Времена не выбирают. В них живут и выживают. Выживает бумажная пресса под жестким прессингом искусственного интеллекта и целлулоидной души, под натиском рубля и чиновничьей ментальности. Врач и сельский учитель по зарплате - ниже охранника. Получаем. Отутюжим районные газеты. Немоту умножим?
На заборе в Урюпинске справедливо написано: "Счастье там, где мы есть".
Что хорошего в урюпинской истории? Потрясающая солидарность 19 волгоградских коллег, которые написали письмо в защиту Ольги Шушлебиной. Достоинство самой Ольги, которая, обратившись в суд, добилась восстановления на работе.
Хорошо еще и то, что в День российской печати мы рассказываем эту историю с надеждой, что чиновничьего самодурства и ползучей брежневщины станет в районной прессе намного меньше. А главное - это серьезный повод напомнить про закон о свободе СМИ, нарушение которого уголовно наказуемо.
Будь моя воля, сделала бы обязательной заповедь для начальников всех рангов, особенно для тех, кто требует от СМИ бездумной сервильности: опереться можно только на то, что сопротивляется.