Но не в абсолютном большинстве. Реальная жизнь преподносит сюрпризы. В редакцию "Российской газеты" обратились три читателя-пенсионера, которым позвонили, представившись Сбербанком. Двое из них переводили больше 100 тыс. руб. с карты на карту, один - оплачивал счет по QR-коду на 7,2 тыс. руб.
Одному из переводивших более 100 тыс. руб., карту заблокировали сразу. В двух других случаях был заблокирован только платеж, после чего им позвонили операторы из Сбербанка. Операторы задавали много вопросов, начав с вопросов о факте и цели перевода. Кроме того, они задавали вопросы из разряда "мы видим, что по вашей карте в последние дни были траты в продовольственном магазине N, назовите улицу, на которой он находится". На подобные вопросы клиенты отвечать отказались и положили трубку, опасаясь, что им позвонили мошенники. После этого им заблокировали и карты, их пришлось перевыпускать в офисах Сбербанка, где им и подтвердили, что звонили настоящие операторы.
Один из звонивших операторов напрямую сказал, что банк уделяет особое внимание необычным переводам/платежам по картам пенсионеров, и подобное выяснение подробностей как раз и является защитой от мошенников. В самом Сбербанке не смогли ответить на дополнительные вопросы "РГ".
Как понять, что имеешь дело с реальным оператором? Как рассказали в ВТБ, сотрудники могут звонить клиентам только в следующих случаях: напомнить о персональных предложениях по продуктам и услугам или для урегулирования просроченной задолженности. Само оформление банковского продукта проходит только в онлайн-банке или в офисе.
Сотрудник службы безопасности может позвонить, если есть подозрение на мошенничество, сообщил "РГ" вице-президент, руководитель Центра экосистемной безопасности Тинькофф-банка Алексей Бакланов. "Например, клиент совершает нетипичную для себя операцию: оплачивает товар на незнакомом сайте или снимает большую сумму в банкомате, чего раньше никогда не делал. Другой вариант - система фрод-мониторинга зафиксировала подозрительную активность. Например, клиент переводит деньги на реквизиты, на которые раньше уже поступали жалобы", - отмечает он.
Бакланов подчеркивает, что в таких случаях сотрудник безопасности позвонит по телефону или напишет в мобильное приложение, чтобы разобраться в ситуации. "Настоящему сотруднику банка не нужны личные данные клиента. Он не просит что-то сделать со счетом, чтобы подтвердить операцию или отменить ее. При необходимости сам может остановить перевод, заблокировать карту и доступ в личный кабинет", - говорит Бакланов.
Мошенники действуют по-другому. Они попросят что-то сделать: перевести деньги на "защищенный счет", назвать личные данные, код из СМС, установить "специальное приложение". Они давят, требуют что-то сделать срочно, никому не рассказывать о звонке. "Поэтому единственно верное решение здесь всегда, в случае малейших сомнений, положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обороте карты, на сайте банка или написать в чат", - советует Бакланов.
Ключевые признаки разговора с телефонным мошенником
Кирилл Полещук, адвокат, эксперт проекта НИФИ Минфина России "Моифинансы.рф":
• Звонок через мессенджеры - "Вайбер", "Вотсап", "Телеграм", ВК.
Ключевое правило - банки не звонят через мессенджеры! Частая ситуация: идет звонок на "Вайбер" с номера +900 - это маскировка под известный номер известного банка, даже не нужно отвечать. 100% это мошенники. Банк звонит только через сотовую сеть. Аналогично поступают мошенники от имени других банков. На экране телефона может высвечиваться даже название банка, но если звонок поступает через мессенджер, то не берем трубку и блокируем абонента.
• Звонок через сотовую сеть, но не с короткого номера банка.
99,9% - это мошенничество или спам-звонок. Поэтому смотрим на номер, с которого звонят.
• Оператор представляется сотрудником Центробанка.
Бросаем трубку и блокируем абонента. Центробанк никогда не звонит гражданам. Центробанк не работает с гражданами.
• Оператор представился сотрудником банка и сообщил, что была попытка смены пин-кода на карте / взятия кредита на ваше имя / снятия средств в каком-нибудь далеком городе.
Снова мошенники - бросаем трубку и блокируем абонента.
• Оператор представляется сотрудником банка и сообщает, что была проведена операция по карте, служба безопасности банка ее заблокировала и нужно ваше подтверждение.
В этом случае возможно, что действительно позвонили из банка. Положите трубку и позвоните самостоятельно в свой банк по номеру горячей линии, свяжитесь с оператором и сообщите о звонке с необходимостью подтверждения операции. Если звонили мошенники, то настоящий оператор (после того как вы сами позвонили в банк по правильному номеру телефона) сообщит, что никаких заблокированных или подозрительных операций нет. Если же действительно звонили из банка, то и оператор подтвердит это.
В каких случаях может потребоваться подтверждение операции? Например, это крупная покупка в интернете, на сайте бронирования отелей или авиабилетов. Банк для подстраховки может заблокировать операцию до ее подтверждения вами.
• Оператор пытается выяснить пин-код карты, cvv-код на оборотной стороне карты, ваши персональные данные.
Бросайте трубку, это мошенники.
• В ходе общения с оператором вам сообщают о неких подозрительных операциях, связанных с финансированием террористов, вооруженных сил недружественных стран, разговор переводят на неких "сотрудников полиции или ФСБ", предлагают разоблачить неких мошенников.
Вы чувствуете давление или запугивание - с вами разговаривают мошенники, бросайте трубку.