В России начали выкупать б\у планшеты у населения
Россияне регулярно продают как новые, так и б/у гаджеты - так, в первом квартале этого года продажи новых планшетов на Авито выросли на 14% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщили в пресс-службе сервиса.
Растет и спрос на восстановленные гаджеты. Так, по данным "Мегафона" и Yota, продажи восстановленных смартфонов в первом квартале этого года выросли более чем вчетверо год к году в денежном выражении. Средняя цена на восстановленные смартфоны - 22 625 рублей.
Самым популярным брендом б\у техники в первом квартале 2024 года стал Apple, он занимает чуть меньше трети рынка. Планшеты именно этого бренда и собирается выкупать Авито. Samsung проигрывает чуть больше процента, а на третьем месте восстановленные смартфоны Xiaomi - чуть больше 15%.
Однако значительная часть владельцев устройств, желающих продать свой гаджет, не хочет тратить время на общение, торг и встречи с покупателями. По крайней мере так считают в Авито и запускают сервис по выкупу планшетов.
Как пояснили "РГ" в компании, в рамках предлагаемой услуги, после подачи пользователем объявления о продаже планшета Авито отправит ему предложение о выкупе устройства. В случае согласия с предварительной ценой выкупа, которая будет видна сразу, пользователь сможет выбрать способ доставки гаджета партнеру платформы, который осуществляет выкуп. Можно будет завезти планшет в пункт выкупа самостоятельно или вызвать сотрудника на дом или в другое удобное место встречи. Устройство сразу же проверят и переведут оплату за него.
Это не первый такой опыт. В 2022 году на платформе появился сервис по выкупу смартфонов у населения. Сейчас сервис доступен пользователям уже более чем в 70 городах России. Как рассказали в Авито, за второе полугодие 2023 года было выкуплено порядка 15 тысяч устройств.
На этапе запуска в программе выкупа планшетов участвуют 25 партнеров в более чем 60 городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Астрахани, Казани, Новосибирске, Барнауле, Тюмени, Перми, Самаре и Уфе. Среди партнеров такие крупные игроки рынка, как "Хорошая связь" и iPort.
Выкупленные устройства в дальнейшем будут доступны для покупки. Партнер платформы будет проводить предпродажную подготовку устройства - проверку, диагностику, а также ремонт и устранение дефектов при их наличии.
Предлагаемая услуга однозначно востребована рынком, полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. "Выкупает гаджеты достаточно большая площадка. Есть вторичный рынок, на котором происходит что-то вроде аукциона, где сразу забирают эти планшеты, и они качают. Там не очень большие объемы, но они есть, поэтому это выгодно", - сообщил эксперт.
Однако остается открытым вопрос качества выкупленных устройств и возможностей по их восстановлению. Ранее подобные сервисы в России предоставляли своим пользователям Apple и Samsung, например в рамках программ по лизингу, но там устройства отправлялись на завод, где и выпускались, и фактически проходили процедуру перевыпуска, а затем продавались со значительной скидкой. Способны ли будут партнеры Авито обеспечить надлежащее качество восстановления, сомневается IT-эксперт, основатель Vilianov.com Сергей Вильянов.
"iPad штука живучая, и с ними расстаются обычно из-за теряющего ресурс аккумулятора. Проблема в том, что айпады, выпущенные в последние лет пять, очень плохо разбираются, и если в выкупленном экземпляре захотят поменять батарею, это потребует очень высокого уровня от сервиса. А за некоторые модели, например iPad Mini, неофициалы просто не берутся, потому что высок риск в процессе убить экран. Так что вряд ли объем выкупа будет велик", - говорит Вильянов.
Остается и вопрос цены, которую продавец б/у устройства заплатит за право отказаться от торга, общения и встречи с покупателями. У профессиональных сервисов всегда учитывается себестоимость восстановления, стоимость самого сервиса и понимание того, что в дальнейшем гаджет нужно будет продать пользователю со скидкой "за б/у". Всех этих издержек полностью лишена сделка, когда один пользователь продает гаджет другому. Кроме того, играет роль и личная заинтересованность продавца купить именно этот гаджет, которой нет у сервисной компании.