15.05.2024 16:58
Поделиться

За счет чего выживают частные музеи в Тюменской области

У искусствоведов есть такая примета: государственные выставочные площадки - это что-то фундаментальное и малоподвижное, а негосударственные - про эксперимент и короткую дистанцию до посетителя. Когда в России стали активнее развивать внутренний туризм, нашлись и энтузиасты, готовые завлекать путешественников необычными коллекциями, посвященными мореному дубу, барону Мюнхгаузену, парфюмерии, невоспитанным детям, собраниям игровых автоматов, фокусов и даже забытой музыки. Почему же при явном интересе публики к показам, экспонаты которых можно трогать, нюхать и надкусывать, частные музеи проживают порой маленькую и очень сложную жизнь? Об этом корреспондент "РГ" спросила организаторов тюменских экспозиций.
В музее Оксаны Климеровой можно не только увидеть предметы советского быта, но и окунуться в атмосферу тех лет, попробовать ушедшую эпоху на вкус.
В музее Оксаны Климеровой можно не только увидеть предметы советского быта, но и окунуться в атмосферу тех лет, попробовать ушедшую эпоху на вкус. / Ирина Никитина/РГ

Сколько подобных площадок в стране, точно не знает никто: в каталог-реестр Союза частных музеев и коллекционеров (СМК) внесен 551 представитель этой сферы, в Ассоциации частных и народных музеев России их чуть более 500, а некоторые эксперты называют общую цифру порядка 1200. Посчитать всех не представляется возможным, ведь членство в профсообществах добровольное. Скажем, в СМК Тюменскую область представляют семь музеев, в ассоциации - шесть, а на самом деле в Тюмени и окрестностях их не менее 20, притом большинство появилось накануне пандемии. Двух абсолютно одинаковых точно не найти, и почти каждая экспозиция выросла из личного увлечения.

Древо пустило корни

К идее "Музея тюменских историй" Оксана Усманова пришла в 2019 году. Достигнув высот в основной профессии, геолог-проектировщик, учетчик запасов заскучала и захотела в ином контексте стать полезной для общества.

- Как-то в академгородке в Новосибирске попала в музей-квартиру, созданную Анастасией Близнюк в память об отце Германе Безносове, одном из основателей дискуссионного клуба "Под интегралом". Настя собирала экспонаты по всему городу, а у меня подобное осталось от семьи (97 процентов предметов в коллекции - личные). Поскольку уже занималась историей рода, тесно связанной с историей Тюмени, решила рассказывать гостям, как создавать родословное древо, сохранять семейные ценности и традиции. Делиться было чем: в моем древе около 40 тысяч имен, бумажный рулон, где перечислены основные ветви, - 12,5 метра в длину! - рассказывает Оксана.

Поучилась азам предпринимательства в школе при центре "Мой бизнес" и стартовала в непростое время. Зарегистрировалась в качестве самозанятой. Однако признается, что окупаемость у проекта условная - кормит все же основная работа. Хотя затраты Усманова отбивает, к тому же иногда выигрывает гранты. Два сезона назад смогла даже нанять молодую помощницу, профессионального музеолога.

Не секрет, что многие солидные государственные музеи начинались с личных собраний

- Так как музей предполагает доверительный живой диалог о семейном, в нем можно пользоваться всем: на стульях - сидеть, из чашек - пить, наряды - примерять, шить на швейной машинке. Основной поток - тюменцы старше 35 лет и активные пенсионеры. Так как летом горожане едут в отпуска и на дачи, посещаемость падает, ну а самыми "хлебными" становятся осень, первая половина декабря и ранняя весна. Признаюсь, я не заточена на зарабатывание и, когда вдруг тают силы, бывает, хочется все оставить. Но потом приходит человек или возникает ситуация, которые вдохновляют на очередные подвиги, - поделилась сокровенным Оксана.

По ее словам, государственные музеи все же меняются, но за частными им не угнаться - те более мобильные и гибкие, нафталиновым экспозициям предпочитают быстрые проекты. Да, в кассе бывает пусто, а густо лишь изредка, но зато радует независимость от начальства, месячного плана, учетов и отчетов. А чтобы успешно развиваться, планирует создать коллаборации с другими предприятиями - кафе, книжным магазином, ремесленной мастерской, молодежным центром... Тогда семейные истории заиграют всеми гранями. Пригодилась бы и помощь мецената-бессеребренника, который пустил бы культурную тусовку в подходящее помещение в историческом здании. Но где такого найти?

Бумажный рулон с родословной Оксаны Усмановой длиной 12,5 метра - в нем около 40 тысяч имен. Фото: Ирина Никитина/РГ

Веер навеял

Наемный экскурсовод Виктория Бондарева, которую тюменцы и гости города видят в роли жены аптекаря Мальвины Зеневич, с недавних пор развивает новый проект - мобильный музей "Истории старого саквояжа". Идею подсмотрела в Москве, но концепт разработала собственный - демонстрировать публике вещицы, перевозимые в таком кофре. Это рассказ на любимую тему - о жизни дам высшего сословия, к которому причастна сама (прабабушка Виктории была дворянкой). Два года на антикварных ресурсах она собирала необычные экспонаты, а на авансцену вышла в феврале 2024-го с починенным мастером старым саквояжиком.

- Такой музей не привязан к помещению, значит, не надо тратиться и на аренду - могу ездить, куда позовут. Пока провела четыре встречи - три в ресторации и одну в школе. Публика принимает с энтузиазмом, гостям нравится угадывать назначение непонятных на вид штучек: для чего, например, был нужен маленький зажим, ножницы с круглыми лезвиями, длинные щипцы, толстый крюк. Изначально планировала приобрести несколько вееров и других мелочей, но в коллекции уже 50 предметов, а в списке на будущее - еще 30, - призналась Бондарева.

Мобильный музей Виктория содержит на средства, которые зарабатывает как экскурсовод. За аренду платить не нужно, но дело все равно постоянно просит денег: антиквариат недешев (скажем, веер в зависимости от состояния и возраста стоит от 2000 до 200 тысяч рублей), за некоторыми позициями надо поохотиться, есть вещи, требующие реставрации. Но пока все это настолько интересно, что о возможных проблемах просто не думает. И строит планы на будущее: намерена расширять список лекций, подключаться к разным экскурсионным программам.

Что вырастет из частной коллекции?

Музей советского быта "Наша история" Оксаны Климеровой из личной коллекции вырос до пяти тысяч экспонатов. Собирая фарфоровые чайники, книги определенной серии, платья, чемоданы, она реализовывала потребность окружить себя вещами из жизни семьи в фактически другой стране.

- Когда накопленное перестало вмещаться в квартиру, вышла в зал Тюменского центра научно-технической информации. Делала экспозиции на советскую тему, подбирала предметы для музейной комнаты одного из застройщиков. Пару лет назад переехала в областной совет профсоюзов - на аренду двух помещений зарабатываю разной деятельностью. Увы, музей не окупается. Иногда выручает сдача вещей в аренду, съемки роликов, театральные постановки и фотосессии в антураже. Чтобы достойно развивать это дело, надо на нем всецело сосредоточиться и отказаться от многих других, на что я никак не могу решиться - хочется везде силы попытать, - рассказала Оксана.

Есть у нее большая и светлая мечта - открыть в Ярковском районе, на родине мамы, краеведческий музей (он когда-то существовал, но 1990-х не пережил). Основой могло бы стать огромное, в разных местах сосредоточенное богатство, собираемое годами. Начало положено - первый рабочий сезон второго музея Оксаны "Дом колхозника" запланирован в селе Маранка.

- Если коллекционер не находит применения своему собранию, это чревато. Потому что хобби дорогостоящее, а человеческая душа, как правило, слабая. Ярково - удивительное место: тут проходили Ермак и Колчак, были серьезные столкновения в гражданскую, развивались колхозы-миллионеры... В общем, пока набираю социальный вес, прощупываю почву. Не секрет, что многие солидные государственные музеи начинались с личных собраний. Частные предметы стали точкой отсчета для сельских музеев в Успенке и Ембаево. Вопросы с помещениями легко решаемы. Вот только кому, кроме меня, это нужно и кто осмелится помогать? - задается вопросами Климерова.

Увлечение в убыток

Музейный специалист, организатор туров Павел Ситников резюмирует: частная коллекция - это, как правило, не заработок, а лишь развитие хобби. Но одно дело, когда экспонируется увлечение миллионера, а другое - жаждущей открытий обычной горожанки.

- Государственные музеи ведь тоже никогда не окупаются, особенно те, что располагаются в исторических зданиях, требующих дорогостоящей реставрации. Что уж говорить про частные собрания, которые финансируются из своего кармана… Такое увлечение зачастую в убыток. Кстати, самым первым частным музеем в России стал тюменский - дом Распутина в селе Покровском Ярковского района. Ему уже 33 года - не угас, выстоял. Потому что герой притягательный. На Западе к делу подходят виртуозно: кто оловянных солдатиков показывает, кто следы снежного человека, а кто и яйца динозавров. И народ, жаждущий впечатлений, доволен: едет, платит, смотрит. Вот и нам надо быть смелее, - считает эксперт.

Президент некоммерческого фонда "Культурное наследие Западной Сибири" Андрей Черепанов советует частникам с осторожностью использовать слово "музей". Правильнее называться выставкой, коллекцией, галереей, возможно, просветительским центром. Поиском предметов и публичной демонстрацией коллекционеры, конечно, занимаются, но научную работу, как того требует именно музейный формат, не ведут, не сотрудничают с Российским музейным фондом. "Музей сродни заводу со сводом правил, требований, обязанностей, все остальное - не музей", - настаивает Черепанов.

Кстати, сообщество полнится слухами, что в 2025 году государство действительно может закрутить частникам гайки: назвался музеем - создавай каталог, ставь предметы на учет в федеральный фонд. Видимо, основателям площадок, когда-то выбравшим свободу, придется поменять вывески.

Фото: Ирина Никитина/РГ