11.11.1990 00:59
    Поделиться

    Непраздничные размышления о "красных" датах и взбудораженных буднях

    Весь месяц накануне 7 ноября страну буквально лихорадило. "Война законов" союзного и республиканских парламентов... То и дело разрешающиеся треском автоматов и кровью конфликты в горячих точках страны... Ультиматумы центра и ультиматумы центру - все это, помноженное на разрастающийся товарный дефицит, никак не способствовало ни политической стабилизации, ни улучшению настроения любого из нас.

    А тут еще обостреннейшие столкновения вокруг очередной Октябрьской годовщины. Мыть окна и утеплять квартиры или выходить на демонстрацию? Если да - то на какую из многих объявленных заранее? Пускать на площади танки или ложиться под них, как это сделали накануне, во время репетиции парада, несколько народных депутатов РСФСР и Моссовета и грозились сделать солдатские матери, киевляне, эстонцы, латыши? В общем, было от чего пойти кругом головам у миллионов и миллионов людей: вопрос о 7 ноября явно подталкивал общество к массовой истерии и острейшему противостоянию разных политических сил.

    И главное, что буквально доводило до дрожи каждого, кто очень опасается новых великих потрясений, - вопрос: чем это все может завершиться? Не зря ведь и в Москве, и в ряде других крупных городов, как сообщили социологи, большинство населения отказывалось от какого бы то ни было участия в торжествах и "антиторжествах" из боязни за собственную жизнь, участь детей и близких.

    Слава Богу - пронесло.

    Сегодня это могут сказать с искренним облегчением не только рядовые граждане, но и руководители страны - занявший непримиримую позицию в отношении военного парада Президент, Верховный Совет СССР, усиливший напряженность, а не смягчивший ее, решением о нежелательности альтернативных демонстраций и манифестаций. Есть повод для раздумий в кабинетах Моссовета и Ленсовета. Да и в российском парламенте - тоже.

    Спасибо - пронесло. Конечно же, немалую роль в этом сыграло принятое буквально за несколько часов до Октябрьского торжественного заседания решение Б.Н.Ельцина и Г.X.Попова принять участие и в нем, и во всех намеченных на 7 ноября демонстрациях, чтобы не разделять и без того взбудораженных людей на непримиримо враждующие лагеря, чтобы напомнить им: и коммунистам, и антикоммунистам, верующим и атеистам, радикальным и "просто" демократам и даже тем, кто в душе противится, любым преобразованиям, на завтра предстоит вместе делать непостижимо трудное дело - выволакивать страну из нынешней трясины. Как бы извиняясь за свой призыв мыть окна, Гавриил Харитонович в обращении к москвичам через видеоканал "Добрый вечер, Москва!" сказал: давайте, мол, будем отстаивать каждый свои убеждения цивилизованными методами; давайте не будем уподобляться друг по отношению к другу ретивым атеистам, которые хором распевали комсомольские песни у храмов в день Пасхи.

    Думаю, действия российского и московского руководителей во многом смягчили взрывоопасную ситуацию в столице. Налицо - и ответные встречные хода союзных руководителей. Наверное, у многих из нас полегче стало на душе, когда встали рядом на трибуне Мавзолея, а потом вышли навстречу демонстрантам М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин, Н.И.Рыжков и И.С.Силаев, А.И.Лукьянов, И.Д.Лаптев, Р.Н.Нишанов и Г.X.Попов вместе с высшими военачальниками. Мои зарубежные коллеги пошли несколько дальше наших робких надежд и предполагают разрядку в "войне" общесоюзных и республиканских законов, цитируя при этом многие положения из праздничной речи Президента. Особое внимание они, как, впрочем, и мы с вами, уделяют обращению "Дорогие соотечественники!" и словам о месте россиян в обновлении общества: "Уникальна роль и ответственность в этом великом деле русского народа, всей России".

    Многое было в тот день на Красной площади столицы необычным. В том числе и невиданно малое количество техники и войск, и вправду наводящее на мысль, что парад в наше время должен быть не демонстрацией силы и мощи, а данью традиции, памятью о наших предках - к примеру, петровских гренадерах или "чудо-богатырях" Суворова.

    Однако нам стоит, полагаю, задуматься не о каких-то новых - при этом все-таки чисто внешних - приметах. Праздники бывают редко. Трудиться приходится каждый день. И "консолидация" крыловской бригады из Лебедя, Рака и Щуки пока еще, увы, очень и очень напоминает наши собственные попытки построения общественной жизни. И 7 ноября в этом смысле стало очень показательным днем. Насколько же мы непримиримы! Как плохо умеем (а то и вовсе не желаем) слушать и услышать точку зрения оппонента! Все как раньше. Все - как предыдущие 73 года: пока один из спорящих жив, дискуссия не окончена. Каждая из трех альтернативных демонстраций в Москве, митинги в Питере и других городах в той или иной степени подтвердили эту грустную данность.

    Сознательно увожу за скобки "праздничное единодушие", которое продемонстрировали нам корреспонденты ЦТ в репортажах из среднеазиатских республик. Какое изобилие демонстрировали любители парадных рапортов, выпуская в ряды демонстрантов грузовики, доверху набитые товарами и продуктами, которых сегодня не сыщешь и на традиционно богатых в недалеком прошлом среднеазиатских базарах? Как позволяла совесть вещать о "нерушимом единстве и братском интернационализме" в местах, где межнациональное противостояние уже оборачивалось локальными гражданскими войнами? Что, никак не можем отрешиться от показухи и трепотни, которые ныне не просто вредны - смертельно опасны для дела? Если, разумеется, авторы пышных отрепетированных шоу действительно озабочены делом...

    А Москва, думаю, демонстрировала то, что есть на самом деле: все наши беды и дефициты - в том числе и дефицит согласия, политической культуры, нравственности, начисто уже, кажется, растерянных на этапах "большого пути". "Война законов" и междуусобица политиков подтолкнули настоящую войну идеологий и лозунгов. "Защитим КПСС!" - "Долой КПСС и КГБ!", "Нет - снижению жизненного уровня! Мы за предпринимательство, за сытость каждого" - "Долой буржуазную революцию и соглашателей, толкающих нас к капитализму!", "Демократия - это правда, обязанность, организованность и дисциплина" - "Долой перерожденцев, служащих не народу, а мировому капиталу!"...

    Чувствуете накал? Хорошо, что не дошло до реализации призыва "От слов - к делу!". Тут, впрочем, некоторым из демонстрантов помешали, скорее всего, многочисленные и предельно собранные цепи солдат, милиции и людей в штатском. Сложно поручиться, что без их участия не вспыхнули бы кое-где потасовки.

    Многое было в этот день впервые для нас. В том числе - и выстрелы из обреза охотничьего ружья прямо напротив Мавзолея в ходе официальной демонстрации. Кто он - этот 38-летний бывший питерский рабочий А.Шмонов? Провокатор-фанатик? Больной? Или, возможно, намерившийся попасть в Историю Герострат, который решил поджечь даже не Храм (а так любой из нас, пользуясь словами героини фильма "Покаяние", рассматривает путь к очищению, возрождению страны и ее граждан), а начало дороги к нему?

    Геростратов в тот день хватало. Вот выходит в Ленинграде на трибуну секретарь обкома КПСС Ю.Белов: "Мы будем раскачивать глыбу косности и невежества и обрушим ее на тех, кто присвоил себе имя демократов. И она раздавит их под своими обломками, и тогда восторжествует..." (не знаю, чего уж там может восторжествовать под руинами, в которые легко превратить сегодня наш дом).

    Вот на Манежной площади в Москве народный депутат России будоражит митинг зажигательными призывами: "Нам предстоит сломать хребет коррумпированной партийной клике и центральной власти. К борьбе, товарищи! За свободу и демократию!". Тут уж воистину - как в знакомой издевке над маразматическим престарелым вождем: "Мы будем бороться за мир, даже если от всего мира не останется камня на камне".

    А вот еще один народный депутат, уже союзный, грозит у микрофона "позволить все доступные средства борьбы с режимом, если они и не укладываются в парламентские".

    Где, товарищ Белов, Ваша недельной давности назидательная речь в теледискуссии о красном терроре? Где разумные слова о недопустимости ввергнуть страну в братоубийственное побоище? Неужели Вам не видны с трибуны лихорадочно горящие глаза плохо выбритого и оборванного человека, сжавшего плакатик:

    Ешь ананасы, рябчиков жуй - День и закон твой, КООПбуржуй.

    Где ваш разум - и человеческий, и гражданский, - уважаемые депутаты? Каждый из нас волен признавать или не признавать КПСС, считать 17-й год началом "победоносного шествия великих идеалов" или "самой страшной чумы XX века". Каждый вправе исповедовать ту веру и идти той дорогой, которая выведет его, как он считает, к Храму. Но разве есть моральное право у кого бы то ни было вновь толкать людей к повторению ужасов, которые наша земля уже пережила. А ведь еще одной гражданской войны эта земля не вынесет. Следующими ее будут населять после нас, если такое, не дай Бог, случится, дикие племена.

    И чтобы осознать это, просто необходимо было постоять на Красной площади, смешавшись со штатским оцеплением, когда мимо опустевшей трибуны Мавзолея шла в обход Кремля колонна Зеленограда. "Бей коммунистов!", "Страну продали, сволочи, и продолжаете допродавать!", "Гэбисты! Палачи, кровавые собаки, у вас руки по локоть в крови"... Чего я только не наслушался, пока проходили эти люди. Нет, никакие не экстремисты - обыкновенные наши люди, которые доведены до отчаяния нехватками и нищетой, выведены из равновесия "революционными" лозунгами и заведены до предела истерическими призывами из мощных динамиков автобуса, шедшего во главе колонны вдоль всей Тверской.

    Да, тут ощущалась наяву, несмотря на вполне демократические лозунги и плакаты над головами, та самая, по товарищу Ю. Белову, "глыба косности и невежества". Так что - ее и будем раскачивать? А на кого обрушим на этих же людей, в крике которых легко отделить зерна от плевел?

    Вопросы, вопросы, вопросы... Их стало еще больше после этих празднований (или дней траура, как объявили демократы и другие политические группы, оппозиционные официальной власти). Как далеко зашли мы во взаимной ненависти и взаимном неприятии... Как трудно будет осознать давно известную "всему остальному миру" истину: политические разногласия не означают гражданского противостояния. Любая точка зрения имеет право на жизнь, если это не чревато насилием, террором, кровью. Думаю, обширное поле для размышления на эту тему судьба предоставила сегодня всем нам. Не исключая самое высшее руководство. Впадать в крайности легко. Как выходить из них?

     ...У дома покойного Андрея Дмитриевича Сахарова горели свечи. Москвичи и приезжие отдавали здесь дань памяти "всем, погибшим в годы режима". Священнослужители во главе с народным депутатом РСФСР отцом Глебом Якуниным служили панихиду. Ни крика, ни истерических призывов. Скорбная, почти кладбищенская тишина.

    И выделяющийся над толпой среди многих других лозунг "Мы за гражданский мир и спасение России". Заканчивался созванный Московским объединением избирателей, "Демократической Россией", Демплатформой вне КПСС, христианскими и социал-демократами, кадетами и Антифашистским центром митинг. Заканчивался растянувшийся от Старой площади до сахаровского дома крестный ход.

    Заканчивался и бурный день, вселивший хотя бы даже этим единым политическим действом объединяющихся демократических сил надежду на завтра. На наше прозрение. Ответственность. Взаимное понимание того, что выходить из-под завалов - хотим мы этого или не хотим, - придется вместе.

    Поделиться