Владимир Наумов о себе и кинематографе

     - Вы теперь президент академии - что изменилось в вашей жизни?

     - Абсолютно все, начиная от режима дня и кончая психофизическим состоянием. Я человек, который не может существовать без работы. Уленшпигель, герой нашего с Аловым фильма "Легенда о Тиле", всюду совал нос и во все вмешивался, был в постоянном движении. Я тоже не могу без дела и взваливаю на себя слишком много. Но иногда думаю, что если меня остановить, я тут же... В детстве был случай, поразивший меня на всю жизнь: в сильный мороз воробей замерз прямо на лету. Я его поднял - а это уже кусочек обледенелого камня. Тогда своим детским разумом я этого осознать не мог: только что летел, и вот его нет. Пытался воробья отогреть, но бесполезно. Он мне снился еще много лет. Снился в разных чудовищных обличьях, даже как огромный самолет. И я понял, что все свои земные дела надо кончать на лету, ни в коем случае не останавливаясь. Так вот об академии: конечно, после моего избрания все изменилось: ритм жизни, круг интересов, даже сны стали другими. Стабильными остались лишь отношения с моими старыми и верными друзьями. Но я согласился возглавить академию, потому что понял, что ее задачи огромны и очень важны для развития отечественного киноискусства...

     - Ваш поклонник из Дмитрова Марат Мухамедшин спрашивает: чем академия киноискусства, которую вы возглавляете, отличается от "Ники"...

     - Этот вопрос уже много раз обсуждался, пресса затерла его до дыр. Помню, сразу после моего избрания меня окружили журналисты: "Как вы относитесь к "Нике"? Я ответил: "Золотой орел" - мужчина, "Ника" - женщина, поэтому и относиться к ней надо соответственно - по-джентльменски". На следующий день одна из газет убрала последнее слово. Получилось: "Золотой орел" - мужчина, "Ника" - женщина, поэтому относиться к ней надо соответственно..." И смысл оказался другим, и появился оттенок пошлости... Если же говорить по существу, то разница между двумя академиями есть, и весьма существенная. "Ника" не ставит перед собой задач научных и исследовательских, она была задумана только как кинематографическая премия. Между тем многие важнейшие виды искусства - живопись, архитектура и другие - уже не одно столетие имеют свои академии, которые координируют развитие теории, методологии, искусствоведения, подготовку творческих кадров и т.д. Кино же - самое массовое искусство, во многом определяющее авторитет государства, - до последнего времени не имело такого научно-практического центра. Конечно, кинематограф относительно молод, но он стремительно развивается. И чтобы развивался он нормально, нужно осваивать тысячелетний опыт других искусств. То есть нужна полноценная киноакадемия.

     - Почему же такая очевидная идея зрела так долго?

     - Зародилась она очень давно. Еще в период немого кино наши отечественные мастера стали первооткрывателями теоретических основ мирового киноискусства. Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Борис Головня, позднее Григорий Козинцев первыми в мире создали серьезные труды в области монтажа, изобразительного решения фильма и своеобразной методологии работы киноактера. Эти труды многократно публиковались в стране и за рубежом. Уже тогда у них возникла идея создания киноакадемии, координирующей и объединяющей такие исследования. Много раз предпринимались попытки ее создать - теперь это наконец удалось. Поэтому инициатива учредителей Киноакадемии России: Союза кинематографистов РФ, Российской академии наук, ОРТ, ГТРК, "Российской газеты" и Министерства культуры РФ - на мой взгляд, достойна всяческой поддержки и глубокого уважения.

     - Расскажите подробнее о функциях новой академии.

     - В ней 14 отделов - среди них научно-аналитический, отдел содействия развитию киноискусства, кинопроизводств и кинопроката, отдел изобразительного решения фильма, отдел, исследующий методологию работы киноактера (по аналогии с системой Станиславского в театре), литературно-драматический отдел, и т.д. Их работой руководят академики-секретари. Действует комиссия по выдвижению отечественных фильмов на призы Европейской киноакадемии, а также на премию "Оскар". Сегодня в составе киноакадемии России более 200 академиков и членов-корреспондентов.

     За немногие месяцы, прошедшие после основания нашей киноакадемии, начата подготовка теоретических трудов в области операторского искусства, исследования экономических проблем отечественного кино. Под эгидой киноакадемии готовятся фестиваль кинодебютов в Ханты-Мансийске, конкурс на лучший сценарий, посвященный борьбе с беспризорностью и проблемам терроризма. Академия примет участие в проекте "Народное кино", цель которого преодолеть прокатный кризис с помощью централизованной демонстрации фильмов через спутник в самые отдаленные уголки страны. Идет подготовка к изданию Всемирной энциклопедии "Первый век кино". Большая работа предстоит издательскому отделу, готовится создание образовательных программ на современных носителях для школьных библиотек.

     Под эгидой киноакадемии разрабатывается концепция многосерийного фильма "История России" - история, культура, наука, государственность России предстанут в работах выдающихся мастеров прошлого и современных кинодеятелей. Эта работа не имеет аналогов в мире: на основе классического кино и лучших фильмов ныне работающих мастеров будет выстроено в хронологическом порядке громадное кинополотно, состоящее из 48-50 телефильмов, охватывающих основные этапы истории Российского государства от его возникновения до наших дней. Уникальность замысла в том, что объединенные в единый контекст фильмы различных эпох должны создать объемный образ России, ее истории и культуры. Безусловно, эти картины несут отпечаток своего времени и требуют комментариев. Для этого будут привлечены высказывания российских философов, государственных и общественных деятелей, писателей: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Ключевского, Ильина, Розанова, Карамзина, ныне здравствующих историков, деятелей искусства, ученых, политических деятелей. В фильме найдут свое место и живописные произведения (Рублев, Грек, Дионисий, Александр Иванов, Суриков, Врубель и т.д.), а также музыкальные шедевры (Бородин, Мусоргский, Стравинский и т.д.). Я уверен, этот проект может иметь огромное значение для жизни нашего общества, а зарубежному зрителю представит Россию в ее истинной духовной мощи. Его предполагается осуществить под эгидой киноакадемии, РТР и студии "Союз" киноконцерна "Мосфильм". Снимать фильмы будут режиссеры разных поколений.

     - Расскажите о премии "Золотой орел".

     - Мы придаем ей исключительное значение. Хотелось бы, чтобы она не только определяла лучшие фильмы года, но и намечала наиболее плодотворные пути развития отечественного кино. Мы стремимся сделать ее максимально демократичной и долго спорили, как избежать упреков в необъективности. Как провести голосование, чтобы не было подозрений в келейности или предвзятости решений, принятых на основании вкуса или личных симпатий небольшой группы людей. Поэтому было решено на первом этапе голосования предоставить право высказать свое мнение всем членам СК России. Им были разосланы большие списки фильмов, из которых в каждой номинации нужно было выбрать три наиболее значительных. Кроме того, каждый мог по своему усмотрению вставить в список любое другое название. На втором этапе члены академии на общем собрании тайным голосованием из трех номинантов выбирают победителя. Запечатанные урны передаются независимой аудиторской компании "Нижневолжскаудит", которая производит подсчет голосов и сдает урны на хранение в "Альфа-банк", где они преспокойно ночуют. Перед началом торжественного вручения "Золотых орлов" специальные машины Альфа-банка появляются перед главным корпусом "Мосфильма" и урна передается ответственному представителю... А далее телезрители все видели сами.

     - Трудно идет создание академии?

     - Очень. Начали с нуля. У академии нет ни денег, ни помещения, и мы арендовали у Союза кинематографистов РФ маленькую комнатку.

     - А особняк, который был обещан?

     - По этому поводу переговоры идут с марта прошлого года. То он принадлежит Москве, то относится к федеральной собственности... Пока все спорят, мы - бездомные. Все делается на энтузиазме.

     - Расскажите про новый фильм, который вы снимаете.

     - Он называется "Мадонна на асфальте". Я его снимаю довольно давно - работал над ним одновременно с уже вышедшим фильмом "Часы без стрелок". Чтобы закончить"Мадонну", нужно 5-6 съемочных дней. Но после того, как меня избрали президентом академии, я законсервировал картину на три месяца - не хватало времени.

     - О чем картина?

     - Нет ничего труднее, чем рассказывать о собственном фильме. Он как канат сплетен из многих волокон. По жанру это, видимо, кинороман. Вообще, я не любитель делить искусство по жанрам. Какого жанра жизнь? В фильме есть история любви, криминальная история, философские и притчевые элементы, элементы трагедии, комедийные, даже фарсовые эпизоды. Есть тайны, догадки, сны. Действие иногда происходит в каком-то странном месте - то ли чердак, то ли подвал. Я называю это место - пространство. Иногда кажется, что ему нет конца, все тонет в бесконечности, тумане и темноте... У меня был приятель, который знал все на свете. Я его постоянно донимал: "Слушай, где конец пространства?" Он хватал лист бумаги, карандаш и яростно чертил какие-то цифры, уравнения, зигзаги. Я тупо смотрел на исписанный листок, а приятель печально говорил: "Ты никогда этого не поймешь - у тебя слишком конкретное мышление". "Ну ладно, - парировал я. - А время? Есть конец времени, конец всему? Какая разница между вечностью и временем?" Он снисходительно смотрел на меня и спрашивал ехидно: "Ты, наверное, думаешь, что вечность - это много времени, а вот Фома Аквинский считал, что время - это мера движения, вечность - мера пребывания..."

     Так вот, Время и Пространство - тоже персоналии моего фильма. И хотя действие происходит в нарочито бытовой Москве в наши дни, а в ней есть и страшные "пространства", и странные бомжи, живущие как бы в двух временных пластах. Героиня называет их "бомжи времен эпохи Возрождения"... Но я не хотел бы, чтобы создалось впечатление, что в фильме много запутанного и неясного. Там есть четкий сюжет о молодой женщине, потерявший мужа-журналиста в "горячей точке" на Кавказе. Но она продолжает его любить и не может освободиться от этой любви. Снимался фильм в Москве, Амстердаме, Нью-Йорке, Венеции. Я даже привез из Венеции гондолу с настоящим гондольером в костюме XVIII века, и они плавали по Москва-реке у стен Кремля.

     - Когда мы сможем увидеть эту картину?

     - Через три месяца, я думаю.

     - Вы говорите об этом с уверенностью? Вот Геннадий Зайцев из Твери тоже интересуется - почему наши фильмы так трудно пробиваются к зрителю?

     - Изменился мир: усилилась конкуренция телевидения и видео... Хотя сделанные для большого экрана кинофильмы смотреть по ТВ мне, например, трудно - многое теряется. Кино и телевидение - два разных искусства. Другая причина: наши кинематографисты не сумели правильно воспользоваться отсутствием цензуры. Кинулись снимать похожие друг на друга картины, приучили зрителя к жанру "экшн", когда все должно быстро двигаться. Боевики стали чем-то вроде наркотика, и зритель отвыкает от серьезного кино. Когда-то Феллини говорил: "Самая страшная болезнь, которая развилась сейчас, - клиповое сознание". И это правда: наше кино теперь делает клипы, уродливо разросшиеся до гигантских размеров, и называет их художественными фильмами. Все должно мелькать, зрителю скучно хоть на секунду задержаться на том, что я ему пытаюсь рассказать, лень вникнуть в суть. Людям теперь хочется на экране действия. Конечно, должно быть и такое кино, но не в ущерб настоящему искусству!

     - Может, перевелись таланты...

     - Ну что вы, у нас много талантливых режиссеров и актеров, а в недавнем прошлом были и гениальные. Такие как Смоктуновский. Это великий актер. Я бы Николсона, Редфорда или Де Ниро не ставил выше его. Проблема в другом: зритель устал от передряг в жизни и не хочет их продолжения на экране. А мы чернухой за десять лет отучили его ходить в кинотеатры. Теперь он возвращается.

     - Он-то возвращается, а что может ему предложить новорусское кино - бандитский сериал? Жалкие подражания западным боевикам, провинциальный Голливуд?

     - 80 процентов мирового репертуара - американские фильмы. Они захватили экраны, и это понятно: там новые технологии, зрелищность, размах, большие деньги. Были такие масштабные фильмы и у нас: "Война и мир" Сергея Бондарчука с массовками в пять тысяч человек. Но мы не можем делать кино только о том, как бьются автомобили, и никогда не сможем соперничать с Голливудом по взрывам и спецэффектам. А кстати, обратите внимание, какой образ американца, особенно представителя власти, создан в американском кино! Они создали свой "социалистический реализм", от которого мы отказались. Вообще, вернуть зрителя к европейскому кино сейчас очень трудно: публика хочет Шварценеггера. Для меня же главными фигурами кинематографического века были и будут Феллини, Чаплин, Эйзенштейн... Могу назвать еще пару десятков имен.