Цель одна - поднять зарплату

      Либо реформа пойдет по варианту, разработанному специалистами отраслевых ведомств и Минтруда, либо по второму сценарию, который предлагают профсоюзы и партия "Единая Россия". В чем их различия, какой из вариантов предпочтительнее для людей? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" с министром труда и социального развития Александром Починком.

     - В чем абсолютно правы профсоюзы и "единороссы"? Зарплата бюджетников в России очень мала. Именно поэтому резко повышалась зарплата в декабре 2001 года. Тем не менее к концу 2001 года заработная плата бюджетников была в два с лишним раза меньше, чем заработная плата в промышленности. После последнего повышения жалованье бюджетников страны выросло до 55 - 60 процентов от уровня средней зарплаты в промышленности. Но затем опять доходы бюджетников "ушли" на уровень где-то 52-53 процента от зарплаты в производстве.

     Что происходит? Цены подстраиваются под более высокую зарплату промышленности, бюджетник чувствует себя ущербным. Есть жесткие правила соотношения зарплат в разных отраслях. Недопустима ситуация, при которой жалованье одной категории работников "проваливается" практически в два раза по сравнению с другой. Возникает резкая социальная напряженность.

     Потому, как ни парадоксально это звучит, но и профсоюзов и "единороссов" считаю союзниками. Цель у нас на самом деле одна: зарплату нужно поднимать. Это первое и основное. Кстати, те, кто выходил на улицы, не изучали предлагаемые нами сетки, они не знают сути реформы. Ими двигал крайне низкий уровень их доходов. Люди хотят иметь четкую перспективу и знать, когда их жалованье будет сопоставимо с зарплатой работников промышленности.

     Второй упрек, который я тоже принимаю. Действительно, есть большая категория людей, зарплата которых по новой сетке увеличивается не на 33, а только на 17 - 18 процентов. Почему это происходит? Нынешняя тарифная сетка построена из 18 разрядных ставок-ступенек. Все строго фиксировано: у каждой из ступенек своя система доплат, но основа - это тариф. Мы предлагаем перейти от этой единой сетки к отраслевым, ввести определенную дифференциацию по группам показателей: образованию, квалификации, стажу, условиям работы, категорийности учреждений. При этом ни один из окладов по новым правилам не может быть меньше, чем "положено" было тому же работнику по старой сетке. Запрещено. Но есть оклады, которые возрастут больше чем на 33 процента, а есть и такие, которые увеличатся меньше - базовый диапазон от 17 до 50 процентов.

     - Поясните, на чем строилась новая система оплаты труда?

     - В этом году на зарплату бюджетникам казна выделила 11 миллиардов рублей. Эти ресурсы позволяют сейчас стабилизировать ситуацию с выплатой зарплаты, снизить задолженности в регионах, в этом году потребовалась серьезнейшая помощь регионам. Большинство из них с трудом справляются с выплатой текущей зарплаты, у них нет резервов на ее повышение. Для того чтобы дать территориям возможность набрать достаточную сумму средств, мы вынуждены были настаивать на введении переходного периода - с октября по декабрь.

     Мы предложили новые отраслевые сетки исходя из того объема денег, который заложен в бюджете. Чем не устраивает ЕТС? Низкими ставками. Тариф занижен по сравнению с надтарифной частью. Допустим, тариф составляет 1200 - 1300 рублей. К нему начисляются надбавки: со всеми максимально возможными доплатами это еще на 3 тысячи. В итоге максимальное жалованье может составить 4200 - 4300 рублей. Однако беда в том, что надбавки не стабильны, не гарантированы и зависят от множества факторов. У работника полностью отсутствует какая-либо перспектива. Человек, приходящий на работу в бюджетное учреждение, понимает, что если даже он повышает степень, получает звание, его зарплата кардинально не меняется. Условно говоря, принципы оплаты труда в Большом и провинциальном театрах абсолютно одинаковые. А это означает, что отметить зарплатой человека, выдающегося в своей профессии, абсолютно невозможно. Вот с этими вещами мы пытались бороться.

     В чем плюсы предлагаемой нами системы оплаты? Во-первых, она больше гарантирована, во-вторых, потенциал ее существенно выше. Она подталкивает людей получать степени, звания, увеличивать стаж. При новой схеме тарифная часть заметно возрастет, надбавки, конечно, останутся (за вредность, например, или за звание). Но основной частью зарплаты станет все-таки оклад или ставка, в результате заработки будут более стабильными.

     Реформа предполагает быстрый рост зарплаты труда на перспективу. С другой стороны, она подталкивает руководство предприятий искать источники доходов с тем, чтобы серьезно повысить зарплату сотрудникам. К примеру, Минобразование предложило выплачивать оклад старшему преподавателю с дипломом магистра без стажа и степени в сумме 2243 рубля, профессору с дипломом магистра - 3644 рубля. Со стажем - соответственно 6286 и 7063 рубля. У начинающего учителя с дипломом магистра в обычной школе ставка составит 2268 рублей, дипломированного специалиста - 2127 рублей, при стаже свыше 20 лет - 4509 и соответственно 4228 рублей.

     - Вы говорите, реформа начнется с октября. А это как раз время предвыборных марафонов и подарков от власти. Вы таким образом подарок делаете избирателю?

     - Нет. В нашем случае избирателю-бюджетнику недостаточно этого повышения. Потому очень может быть, что Правительством будет принято предложение "Единой России": с 1 октября всем бюджетникам проиндексировать зарплату, а реформировать ЕТС позже. Это безусловно приведет к большему увеличению жалованья в будущем. Я буду только рад этому.

     Вариант "Единой России": провести в октябре индексацию зарплаты всех бюджетников на 33 процента и после этого в следующем году вводить единые сетки. Сразу скажу: для людей это лучше, переход на отраслевые сетки последует с более высокой базы. Но для этого варианта надо найти дополнительные ресурсы. Какие? Если учесть, что 10 процентов роста зарплаты обходится федеральному бюджету около миллиарда рублей, бюджетам субъектов Федерации - примерно около 3,5 миллиарда рублей. При повышении зарплаты на 33 процента нужно ежемесячно изыскивать 10 - 11 миллиардов рублей за квартал в федеральном бюджете и около 12 миллиардов рублей в месяц в бюджете регионов. Если мы проиндексируем зарплату с 1 октября, а в следующем году перейдем на новую тарифную сетку, которая повышает уже выросшие жалованья еще на 33 процента, то соответственно это уже выльется в 2004 году в 40 миллиардов рублей федеральному бюджету и больше 120 миллиардов рублей бюджетам субъектов Федерации. Большую часть этих денег регионы должны будут изыскивать сами, у них возрастает доходная база. Однако все же порядка 20 - 40 миллиардов рублей нужно будет направлять субъектам Федерации для того, чтобы те выдержали это повышение.

     - Не потому ли насторожились профсоюзы и обвинили ваше ведомство в том, что оно открестилось от гарантий по выплате зарплаты?

     - Я вынужден жестко отмести претензии профсоюзов. Трудовой кодекс никто не отменял. А он гарантирует не ставку первого разряда и даже не тариф, а систему оплаты труда. Что это означает? Не случайно в проекте закона, который мы подготовили, впервые подробно и четко прописано, что система оплаты труда в России состоит из тарифной части, надбавок и доплат. Все они входят в систему. Ни один человек при переходе на новую систему оплаты не может получить жалованье меньше. Если ему положено 3150 рублей, к примеру по федеральной системе, он не может получить меньше, а вот больше - да. Регионы вправе вводить свои системы доплат. Тем не менее профсоюзы говорят: "Мы вам не верим, запишите гарантии и в этом законе". Хорошо. Еще раз прописали их в проекте закона.

     - Так все же. Какой сценарий будет принят за основу и когда это решится?

     - Думаю, что все решится еще до формирования бюджета-2004. Бюджеты следующего года должны строиться с учетом изменившейся зарплаты бюджетникам. Пока же закона еще нет. Он еще не внесен даже на рассмотрение в Правительство. Было бы, конечно, хорошо, если бы был принят закон, который предусматривает индексацию зарплаты сейчас и уже в расчете на проведенную индексацию - введение новых сеток с еще большим увеличением в перспективе. Ведомству лишь важно знать объем ресурсов. Я на него нарисую сеточки. Причем они будут, ручаюсь, очень хорошими. При всей критике, которая была у профсоюзов, не было претензий в том, что по строчке, например концертмейстер со средним профессиональным образованием при стаже таком-то, неправильно что-то сделано. Где такая критика? Нет такой критики. Это означает, что сама начинка реформы нареканий не вызывает.

     И еще, что очень важно. Я прошу губернаторов и мэров: не раздувайте штаты. К огромному сожалению, количество населения страны стало меньше, учеников в школах убавилось, а количество работников бюджетной сферы стало больше. Если тенденция будет развиваться, то у нас просто-напросто произойдет колоссальный дисбаланс рабочей силы. Бюджеты всех уровней должны ввести согласованный мораторий на количество работников бюджетной сферы.

     - Вопрос, который задают очень многие читатели. Они спрашивают: "Отменяет ли новая система оплаты труда существующие сегодня тарифные надбавки, доплаты?"

     - Большая часть - да. Почти все они включены в состав оклада. Но есть надбавки, которые персонифицированы теми или иными законами, они остаются. Остались коэффициенты, учитывающие специальные и особые условия работы. То есть районные коэффициенты, как их ни назови, они все равно будут. Вредность, как ее ни назови, она все равно будет. Стаж. Для каждой группы стажа - свой оклад. То есть мы его фактически включили внутрь, но стажевая дифференциация существует. Премии останутся. Если законом предусмотрены надбавки за учебники учителю, все равно остается эта выплата. Она будет дополнительной, потому что она поименована индивидуально. С ученой степенью мы также хитро поступили, как со стажем. И Минобразование и Минпромнауки предложили, чтобы они были включены в оклады.

     - А как часто предполагается индексировать новую сетку?

     - Вот это еще одна причина колоссальной драки между нами и профсоюзами. В чем дело? А дело в том, что мы раньше знали только один способ увеличения зарплаты - индексацию, которая предусматривалась всем: и академику, и уборщику слонов в Цирке на Цветном бульваре. Мы должны были одновременно проиндексировать зарплату по всей стране, всем и с одинаковым процентом.

     Вдумайтесь в то, что предложено. Мы специально убрали слово "индексация". У нас есть жесткое ограничение, которое изложено в том же Трудовом кодексе: зарплата должна расти быстрее инфляции. То есть да: жалованье должно увеличиваться темпами, превосходящими или по меньшей мере равными инфляции. Формально что-то похожее на индексацию сохраняется. Но в чем принципиальное отличие? В том, что можно будет, например, в том же самом вузе повысить одному чуть больше, другому - чуть меньше в зависимости от того, где по логике развития системы нужно больше увеличения: у логопеда или у учителя?

     - Какими документами это будет регулироваться?

     - Решением Правительства конкретно по каждой сетке. Именно по этому принципу была построена система оплаты труда в Советском Союзе. Только тогда документы назывались постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ВЦСПС. Да, это громоздко, но при нынешней технической оснащенности процесс выглядит простым. Скажем, выросла инфляция на 6 процентов. Вводится в компьютер коэффициент, все оклады умножаются, пересчитываются. И уже можно судить о том, хватит ли денег для фонда оплаты труда. Хватило и еще избыточно. Мы выполнили ключевое условие, которое заложено в Трудовом кодексе: всем прибавили выше инфляции и начинаем думать, кому еще повысить.

     Но на самом деле, конечно, будет немножко по-другому. У нас есть еще одно требование кодекса: поднимать минимум оплаты труда до прожиточного минимума. Зарплата должна позволить работающему человеку иметь доходы выше прожиточного минимума. Следовательно, по жизни, я думаю, что на нижних разрядах и на нижних окладах будет идти увеличение более быстро, чем на верхних.

     - Но в конечном счете эта база будет учитывать трудозатраты конкретного человека?

     - В одну базу все впихнуть нельзя, это первое. Второе, мы же еще должны дать свободу руководству организации. Ведь что на самом деле означает переход от единой сетки к отраслевым? Если раньше мы всей стране говорили: "Цыть, всем платить по единым правилам: шаг влево, шаг вправо - карается законом". Теперь мы говорим, что отраслевая сетка - это некая средняя линия - не обязательное условие, а это минимальная граница для оплаты труда человека в конкретном учреждении, в конкретной организации. Ведь все же понимают, что в том же самом вузе, в той же самой больнице есть и небюджетные источники дохода. Это вполне нормально. Следовательно, администрация поликлиники может сама добавлять к основному окладу, изменять систему оплаты. То есть вместо кнута и указателя мы систему оплаты превращаем в минимальный уровень и в страховку.

     - Александр Петрович, работники культуры из Коми недовольны тем, что при оплате труда не учитывается специфика их учреждения. Народные артисты из этой республики сообщают, что они работают в ночное время и хотят получать заплату в полтора раза больше...

     - Работают в учреждениях культуры и в ночное время? Что-то я не совсем понял, что это за учреждение, которое работает в ночное время? Насколько я знаю, концерты в ночное время не проводятся. Увеличить зарплату в полтора раза - я никогда не буду возражать. Чем больше, тем лучше. А вот какую специфику действительно надо учитывать в культуре? Все-таки придется выделять вид учреждения культуры. Потому что опять-таки играет большую роль уровень театра, в котором человек выступает. Чего греха таить: есть группа учреждений культуры и набор специалистов, которые признаны по всему миру. И там нам придется отказаться даже от сетки. Мы уже вводим системы, позволяющие индивидуализировать оплату труда таких работников. Почему? Да потому что в этом случае его зарплату надо сравнивать не с возможными зарплатами в соседнем учреждении, а в мире. По той простой причине, что при низкой оплате труда этот специалист поедет работать в Метрополитен-оперу. Мы все прекрасно знаем, что, к примеру, Франция может спокойно прекращать готовить музыкантов, Россия обеспечила их на годы вперед. Наши музыканты хорошие, их на Западе нанимают с удовольствием. Если мы опять на тарифной сетке будем держать солистов Большого театра и Мариинки, они будут у нас только числиться, но выступать будут, извините, не у нас. Вот система, которая введена была в спорте. 3000 спортсменов имеют возможность получать в среднем 500 долларов. Почему? Потому, чтобы иметь возможность подготовить хотя бы олимпийские команды. Чтобы у подающих надежды игроков были не такие великие, но все-таки деньги. По сравнению с прежней сеткой это небо и земля. Мы выделили группу учреждений культуры со своим дополнительным финансовым ресурсом, в которых будут практиковаться индивидуальные контракты.

     - Еще один вопрос читателей: "Сейчас, когда повышают заработную плату работникам бюджетной сферы, почему-то из их числа выпадают отдельные категории работников, например мы - секретари-машинистки, инспекторы органов прокуратуры?"

     - Прокуратура - это госслужба. Им повышали зарплату тогда, когда повышали госслужащим. У работников прокуратуры, судов хорошие перспективы. В стране идет серьезная судебная реформа. Она предполагает серьезное увеличение оплаты труда. Правда, есть группа бюджетников в силовых и правоохранительных органах. И у них повышается оплата труда со всеми остальными бюджетниками страны.

     - Следующий вопрос. Даст ли новая сетка возможность также получать две или полторы ставки?

     - В пределах, разрешенных Трудовым кодексом. У нас размеры совместительства жестко определены.