- В центре общественного внимания находятся недавние трагические события на угольных шахтах Приморья и Ростовской области. Подобные аварии повторяются из года в год; ситуация в отрасли не улучшается. Как вы могли бы прокомментировать позицию МПР России по этой проблеме?
- Ответственность за безопасность угледобычи, за жизнь и здоровье шахтеров лежит, как известно, на собственниках и менеджменте субъектов угольного бизнеса. Функциями государственного контроля за соблюдением требований безопасной эксплуатации угольных шахт наделены Госгортехнадзор России, Минэнерго России, органы власти на местах.
Что касается МПР России, то в нашем ведении находится, как известно, лицензирование добычи и контроль за выполнением лицензионных требований. При этом надо иметь в виду, что в Законе "О недрах", на основании которого мы выдаем лицензии, четко прописаны требования к недропользователю в части безопасности угледобычи. Исходя из этого, мы имеем все правовые основания для отзыва лицензий по фактам нарушения условий безопасности. Выявлять такие факты и информировать об этом министерство обязаны специалисты Госгортехнадзора и местные контрольные органы.
Судя по трагическим событиям, имевшим место в Приморье и в Ростовской области, контролирующие органы не проявляют должной принципиальности, они, так сказать, "входят в положение" владельцев угольных шахт и трудовых коллективов, стоящих перед угрозой потери рабочих мест: мол, добыча и без того убыточна, где уж там тратить дополнительные деньги на мероприятия по безопасности...
Думаю, что здесь присутствует и другой момент: владельцы угольного бизнеса "перегружены" лицензионными запасами, доставшимися им практически даром. Их инвестиционный потенциал, распыленный на множество объектов, не позволяет проводить должную модернизацию шахт и техническое перевооружение.
В связи со всеми этими негативными проявлениями МПР России склонно взять инициативу на себя и провести крупномасштабную акцию по инвентаризации и изъятию лицензий под углом зрения безопасности добычи.
Уверен, что никакие конъюнктурные интересы угольного бизнеса и их лоббистов в центре и на местах не могут перевесить потери родных и близких, которые раз за разом несут шахтерские семьи.
- Известные события вокруг НК "ЮКОС" уже привели к смене менеджмента, значительному обесцениванию акций компании, а также к ее отказу от размещения крупного облигационного займа. По сути дела имеет место резкое снижение управленческого и финансового потенциала одной из ведущих нефтедобывающих компаний России. Как вы могли бы оценить эту ситуацию и какие действия намерено предпринять МПР России в этой связи?
- Правовая и тем более политическая оценка ситуации вокруг НК "ЮКОС" находится вне компетенции министерства.
В то же время мы самым внимательным образом отслеживаем возможные последствия обозначенных событий в части исполнения компанией своих лицензионных обязательств. Должен сказать, что мы не склонны делать какие бы то ни было послабления данному (да и любому иному!) недропользователю в связи с его внутрикорпоративными или юридическими проблемами.
Поэтому действия министерства будут четкими и оперативными. Неисполнение или неполное исполнение лицензионных обязательств (в данной ситуации практически неизбежное) немедленно приведет к отзыву лицензий на соответствующие месторождения.
Если понадобится, будем действовать даже в превентивном порядке. Резоны здесь очевидны: компания, у которой арестован контрольный пакет акций, вряд ли является подходящим партнером для взаимодействия с лицензирующим федеральным ведомством.