Уже в 2002 году рынок мобильников вырос более чем вдвое. Тогда было продано 9 миллионов телефонов на сумму свыше 1,2 миллиарда долларов. В третьем квартале 2003 года темпы роста рынка вообще превзошли все ожидания аналитиков. Объем официальных продаж телефонов составил 4,529 миллиона штук, что на 55,5 процента больше, чем во втором квартале.
С учетом "серого" рынка за 9 месяцев 2003 года на российский рынок было поставлено 10,879 миллиона телефонов. В четвертом квартале 2003 года аналитики прогнозируют рост продаж на уровне семи процентов по сравнению с третьим кварталом.
В 2006 году число абонентов мобильной свзяи достигнет 1,7 миллиарда человек.
Впервые о мобильниках заговорили в 1947 году, тогда американская научно-исследовательская лаборатория Bell Laboratoris выступила с предложением создать телефонную связь, не зависящую от стационарных сетей. На тот момент пределом самых смелых надежд были телефоны для использования в автомобилях. Питание их осуществлялось за счет автомобильного аккумулятора, и потому такие аппараты полноценными мобильными телефонами трудно было назвать. Только 3 апреля 1973 года был изготовлен первый мобильный телефон, габариты которого, по нынешним меркам, просто ужасают - 225х125х375, и весил такой мобильник 1,15 килограмма. Причем дисплей в нем отсутствовал напрочь. Как, впрочем, и различные вспомогательные функции. Аккумулятор обеспечивал до получаса работы в режиме разговора и заряжался в течение 10 часов. В это же время стараниями инженеров на вершине 50-этажного здания в Нью-Йорке была смонтирована базовая станция. Правда, на самом деле это был всего лишь прототип, способный обслуживать не более 30 абонентов и соединять их с наземными линиями связи. Но революционное достижение в сфере коммуникаций все же состоялось.
С тех пор рынок развивался по трем направлениям: расширение технических возможностей, миниатюризация, дизайн. В результате появились "навороченные" мобильники с функциями телевизора, компьютера и фотокамеры, величиной с наручные часы и по форме напоминающие изысканный кулон или брошь.
В основном на нашем рынке продаются телефоны известных зарубежных компаний. Отечественные производители на рынке отсутствуют и вряд ли появятся в ближайшие годы - сектор прочно занят, и найти в нем нишу проблематично.
Еще недавно процветал так называемый "серый" рынок. Телефоны везли отовсюду и помногу. Причем наибольшая доля "серых" аппаратов приходилась на недорогие телефоны, в среднем и высоком ценовом классе официальные поставки превышали неофициальные. Зачастую речь шла даже не просто о крупных прибылях, а о сверхприбылях, когда "навар" с одного аппарата составлял как минимум 2-3 его цены. Позднее условия несколько изменились, стали возникать проблемы на таможне, да и закупочная цена поднялась, однако прибыльность оставалась достаточно высокой. Доля "серого" рынка в России превышала половину объема всего рынка. Но, как ни странно, именно тогда и появились первые компании, стремящиеся торговать "чистыми" или, как их еще называют, "белыми" телефонами. И сегодня с уверенностью можно сказать, что эти компании оказались наиболее дальновидными и сделали верную ставку в этой большой игре.
Между тем бум на рынке мобильных телефонов наблюдается не только в России. Так, еще в 2001 году число абонентов мобильной связи в других странах СНГ выросло более чем в два раза по сравнению с 1,7 миллиона в конце 2000 года. На сегодня среди почти 12 миллионов абонентов в странах СНГ каждый третий - не из России. В Украине, втором после России рынке СНГ, зафиксирован 100-процентный рост численности абонентов мобильной связи. Быстрыми темпами растут также рынки Казахстана, Грузии и Азербайджана. А вот в Китае пока на 100 жителей приходится всего лишь 19,5 мобильных телефонов. Однако по прогнозам специалистов Научно-исследовательского института радио, в 2006 году число абонентов мобильной связи достигнет 1,7 миллиарда человек и охватит 26 процентов населения земного шара.
В целом до последнего времени рынок мобильных телефонов условно можно было разделить на три части: дешевые модели, так называемые "чипсы", средние - "мидлы" и дорогие - "ричи". На дешевые модели приходится примерно 70 процентов всех мировых продаж телефонов. Еще 15-20 процентов - имиджевые телефоны. А вот сектор бизнес-моделей занимает 8-10 процентов. Однако для России это соотношение несколько иное. К "массовому" классу относятся до 80 процентов проданных телефонов. Бизнес-сектор - около 6 процентов, и на сектор модных аппаратов приходится 14 процентов. Цены примерно следующие: массовый аппарат стоит в пределах 70-130 долларов, бизнес-телефон 130-350 долларов, модный может стоить от 200 до 500 долларов. Правда, есть эксклюзивные телефоны стоимостью от 20 тысяч долларов, корпуса которых выполнены из платины, белого и желтого золота, а некоторые даже украшены драгоценными камнями. Рынок мобильной телефонии развивается столь стремительно, что уже ставшее привычным деление рынка на три ценовых сегмента, вполне вероятно, вскоре изменится.
Сейчас рынок мобильных телефонов весьма насыщен, и в то же время многие компании сейчас не в лучшей финансовой форме. Суммарный рост в 5 процентов не может обеспечивать присутствие существующего количества игроков, говорят специалисты компаний. По их мнению, сложившаяся ситуация не только временное явление, она может означать и начало спада на рынке.
Основными причинами происходящего является общая экономическая нестабильность, острая конкуренция, уменьшение объемов закупок крупными операторами, постоянное снижение цен и насыщение рынка. Владельцы стали менее охотно менять свои сотовые на новые модели, вполне довольствуясь тем, что приобрели год-два назад. К примеру, даже в изобилующей технологическими новинками и далеко не бедной Японии средний цикл жизни сотового аппарата составляет в настоящее время 23 месяца, что на 5 месяцев больше чем в 2000 году.
Поскольку мода мчится быстро, компаниям с целью привлечения покупателей приходится изобретать что-то новое. На самом деле наличие в телефоне цветного экрана, доступа в Интернет и мультимедийных возможностей особого интереса уже не вызывает. Пик популярности таких моделей в той же Японии и Южной Корее уже прошел. Впрочем, в России, по данным маркетологов, только 15 процентов продаваемых трубок оснащено цветным дисплеем. Аналитики предсказывают, что в дальнейшем наметится разделение сотовых телефонов на два типа - мощные смартфоны-органайзеры - телефоны с функциями карманных компьютеров, и миниатюрные легковесные аппараты, рассчитанные только на голосовую связь и СМС. В итоге к 2008 году интеллектуальные телефоны практически вытеснят обыкновенные сотовые. По прогнозам аналитиков, на их долю придется до 85 процентов продаж - до 600 миллионов аппаратов в год.