В принципе большинство из тех, кто хотел сделать выбор, его уже сделали. Так что можно подвести первые итоги. В Санкт-Петербурге, по данным местного отделения Пенсионного фонда, извещения о состоянии личных пенсионных счетов должны были получить около 1,8 миллиона человек. Получили (если верить отчетам почтовой службы) полтора миллиона. Это те, кому почтальоны доставили извещения лично в руки. Около полутораста тысяч конвертов вернулось назад в ПФ. Столько людей после регистрации в Пенсионном фонде сменили место жительства и забыли проинформировать об этом пенсионное ведомство. Вполне возможно, что "выбывших" на самом деле больше. Ведь еще более ста тысяч извещений (если провести элементарные арифметические действия) где-то "гуляют".
Возможно, "виноваты" не сбои в адресах, а более простые причины. Часто почтовикам надоедало ходить по квартирам, в которых им никто не открывал, и они вопреки правилам оставляли конверты в почтовых ящиках или втыкали их в двери (сам автор получил свое извещение именно таким образом). Так что судьба этих писем никому не известна. Скорее всего, часть из них просто затерялась. А часть так и будет лежать в почтовых ящиках, ожидая адресатов, которые уже давно выбыли.
Из тех петербуржцев, кто письмо получил, возможностью выбрать для распоряжения своими деньгами частную управляющую компанию воспользовались меньше чем полпроцента. Безусловно, это не означает, что люди больше доверяют государству (напомним, если вы не подавали заявления, накопительная часть вашей пенсии автоматически переходит под управление государственной управляющей компании). Скорее, народ просто не разобрался, в чем суть пенсионной реформы, а потому не рискнул что-то делать.
А кто же те шесть тысяч петербуржцев, которые все же решились воспользоваться услугами частных управляющих компаний? К сожалению, никаких исследований на этот счет отделение Пенсионного фонда не проводило. Можно воспользоваться только косвенными "уликами". Так, две трети граждан, известивших ПФ о своем желании отдать свои деньги в частные руки, воспользовались для этого услугами трансфер-агентов. В Петербурге это были в первую очередь отделения банков. Можно, конечно, сослаться на то, что банки раскинули свою сеть по городу значительно шире, чем Пенсионный фонд, а стало быть, людям легче до них добраться. И все же вряд ли человек пойдет в банк специально для того, чтобы заполнить там договор на управление своей пенсией, если он не привык иметь с этим банком дело. Так что четыре тысячи петербуржцев, обратившихся к услугам трансфер-агентов, - это, скорее всего, клиенты банков и служащие этих организаций (напомним, что многие банки имеют собственные управляющие компании).
Одна треть подавших заявление пришла для этого в территориальные отделения Пенсионного фонда. Скорее всего, это граждане не слишком состоятельные, но всегда готовые на эксперимент.
А по почте свое заявление послали всего 300 человек. Что и следовало ожидать, поскольку предварительно заверить свою подпись у нотариуса (что необходимо сделать, чтобы можно было воспользоваться услугами почты) - это время и деньги. Причем деньги, часто сопоставимые с величиной накоплений на пенсионном счете.