"Как мы можем быть довольны этим решением, - заявила "РГ" Инна Ляленко, одна из заявительниц. - Права наши не защищены, а просто мы оскорблены в очередной раз". Ее сын-инвалид 1-й группы получает 288 рублей плюс надбавки от правительства Москвы, она сама - полторы тысячи рублей плюс московские надбавки. Вчера она ушла из суда растерянная и огорченная. А другой заявитель, депутат-"яблочник" Сергей Попов, признал, что получил от избирателей своего округа уже около 5 тыс. жалоб и он готов помочь им оформить соответствующие заявления в Европейский суд по правам человека, раз уж все инстанции в России пройдены. Однако опытные юристы сомневаются в перспективах подобных исков, дело в том, что в Страсбурге не очень любят иски социального характера. "Наибольшая проблема - что в государстве денег на пенсии не так много, - грустно признался по оглашении постановления судья-докладчик КС Сергей Казанцев. - Мы не оценивали реформу с социально-политической точки зрения, но и не хотели препятствовать реформе". Всего около 30 частных лиц подали запросы в КС, и к ним были присоединены депутатские запросы. Все они полагали, что отмена льготного исчисления некоторых периодов трудовой деятельности в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в РФ" (пункт 4, статья 30) от 17 декабря 2001 г. не просто уменьшила их пенсию, но и стала свидетельством обмана со стороны государства. Дело в том, что этот закон исключил из общего трудового стажа так называемые нестраховые периоды, которые раньше обеспечивали дополнительные льготы. Так, работавшим в районах Крайнего Севера год трудового стажа исчислялся за полтора, аналогичные льготы получали срочники, участники Великой Отечественной войны, в стаж записывались годы учебы в вузе и время, потраченное женщиной на уход за маленьким ребенком - так называемая "общественно-полезная деятельность". Теперь закон оставил льготы лишь нетрудоспособным и временно безработным. Но, по словам Сергея Казанцева, изменился подход к начислению пенсий: теперь гражданин может выбирать между прежней системой (а там был ограничитель, пенсия не могла быть больше 3-3,5 минимального размера пенсий) и новой, где ограничений нет. "Максимальная пенсия по старому закону меньше, чем минимальная по новому", - пояснил Казанцев. При этом каждый пенсионер получил возможность самостоятельно решать, по какой системе получать деньги, и если гражданин полагал, что старая система для него выгоднее, то никто не воспрещал ему вернуться к прежнему порядку исчисления пенсий. "Заявители хотели, чтобы действовал принцип гарантий поколения, - заметил судья Казанцев. - Большинство пенсионеров хотело, чтобы к новому порядку исчисления добавили все старые льготы, и по-человечески мы их очень хорошо понимали, поэтому так долго готовилось решение". Поэтому нормы закона были признаны не противоречащими Конституции.