На пенсию не торопитесь

Вчера гостем "РГ" на "деловом завтраке" был первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев, отвечающий за подготовку социальных законопроектов. Разговор шел о реформе обязательного медицинского страхования. Подробности - в ближайших номерах "РГ". Но начали мы встречу с другого не менее "горячего" вопроса: в последние дни снова развернулась бурная дискуссия по поводу возможного повышения пенсионного возраста в России. Что думают об этом в Минэкономразвитии, особенно если учесть, что Правительство планирует снизить единый социальный налог, и, значит, неизбежно уменьшение поступления взносов в Пенсионный фонд?

 

 

- Вопрос прямой - прямой ответ. Снижение единого социального налога и той его составляющей, которая поступает в Пенсионный фонд, должно произойти обязательно. Это мое твердое убеждение. Без этого по-прежнему сохранится весь комплекс проблем, связанных с избыточным налоговым бременем на фонд оплаты труда, и вывести зарплаты из тени (к чему мы, собственно, и стремимся) не получится.

При этом все расчеты по снижению ЕСН исходят из того, что дефицит средств, который возникает в Пенсионном фонде, должен быть покрыт из средств федерального бюджета.

Мы прорабатывали и разные другие способы, как это сделать, но, к сожалению, в реальности не так много источников, из которых можно возместить эти выпадающие средства. Поэтому существенную часть софинансирования при снижении ЕСН должен будет предоставить федеральный бюджет. Этот вопрос у нас сомнений не вызывает. Подчеркну, что при этом и речи не идет о снижении пенсий в соответствии со снижением ЕСН. Это просто недопустимо. Этого не произойдет ни в коем случае.

Что касается повышения пенсионного возраста, то такого рода предложения не рассматриваются. Рассматриваются лишь вопросы, связанные с усилением заинтересованности граждан в добровольном более позднем выходе на пенсию. Для этого желательно было бы добиться значительного увеличения размера пенсии для тех, кто добровольно будет продолжать работать и по достижении пенсионного возраста. Такие меры, заметим, есть и в действующем законодательстве, но пока они обеспечивают довольно скромный прирост будущих пенсий, а потому слабо стимулируют будущих пенсионеров в принятии такого решения.

Подобный подход, как мне кажется, вполне справедлив и оправдан, поскольку он открывает гражданам дополнительные возможности для получения гораздо более высоких пенсий, чем в действующих условиях. Особенно, если учесть, что среднее время нахождения на пенсии в соотношении с периодом трудовой деятельности в нашей стране - одно из самых высоких в Европе. Этот показатель в России достигает 60 процентов, в том числе за счет того, что у нас много льготных категорий пенсионеров, которые выходят на пенсию досрочно. В большинстве развитых стран это соотношение не превышает 50 процентов, а иногда составляет 25-30 процентов. С такой высокой нагрузкой российская пенсионная система хотя и поддерживает значительный рост пенсий в реальном выражении, но не сможет обеспечить опережающее повышение пенсий по отношению к заработной плате. Сегодня соотношение средней пенсии и средней заработной платы составляет порядка 30 процентов, но нужно дать возможность будущим пенсионерам "заработать" заметную прибавку, если они захотят продолжать трудиться и по достижении ими пенсионного возраста.