Как оказалось, сильнейший взрыв метана спровоцировал многочисленные подземные обрушения. Горняки оказались отрезанными от подъема на поверхность мощным завалом длиною 25 метров. По этой причине спасатели не смогли добраться до шахты ближним путем через штольню "Тайжина" и приняли решение пробиваться к блокированным шахтерам через подъездные галереи шахты "Осинниковская".
Подземный пожар и высокая задымленность затрудняли работу горноспасателей. В первые часы после аварии на поверхность были эвакуированы 8 шахтеров, трое горняков с многочисленными ожогами и травмами выбрались на поверхность самостоятельно. На поиски остальных были брошены пятнадцать бригад горноспасателей и семьдесят пять человек из Центра медицины катастроф. Кроме того, были задействованы шестьдесят три единицы техники, пятнадцать медицинских автомобилей и один самолет. Всего же в ликвидации аварии приняли участие триста шестьдесят пять человек.
Обнаружить живых шахтеров горноспасателям больше не удалось, при разборе завалов в шахте они находили лишь тела погибших.
В воскресенье из сорока двух погибших горняков тридцать шесть были подняты на поверхность. Двадцать семь были опознаны родными и близкими.
И вчера же из Москвы в Кемеровскую область прибыла правительственная комиссия для выяснения причин трагедии. Возглавил ее руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян. Во вторник, 13 апреля, в Кузбассе объявлен траур.
"Тайжина" была построена на месте закрытой шахты "Высокая". По официальным данным, там залегает до десяти миллионов тонн угля, подготовленных к добыче. Первый уголь был выдан на-гора в августе 2001 года. На предприятии сегодня трудятся порядка шестисот пятидесяти человек, которые добывают в год не менее семисот тысяч тонн угля.
От перечисления всех этих фактов складывается ощущение, что это сводки боевых действий из горячих точек нашей страны, но никак не из мирного угольного региона. Причем все это происходит в тот момент, когда областная власть рапортует о том, что угольная отрасль в Кузбассе наконец-то встала на ноги, растет производительность труда и наращиваются объемы добычи. Как утверждает первый заместитель губернатора Валентин Мазикин: "Сегодня вся добыча угля у нас ведется частными компаниями, шахтами и разрезами. Приход к управлению новых собственников целенаправленно способствует выходу угольных компаний на прибыльную работу. В последние годы в Кузбассе развернулось движение бригад-миллионеров, у которых и высокая производительность, и жесткая дисциплина. Немало сделано в вопросах охраны труда. После закрытия сорока наиболее опасных шахт общий травматизм сокращен на 70 %, а смертельный - более чем в два раза".
Официальная статистика утверждает обратное. Более того, специалисты предупреждают, что с высокими темпами добычи угля угроза выброса метана на кузбасских шахтах возрастает в несколько раз, так как наличие этого смертоносного газа в угольных пластах очень высоко. Что нужно сделать для безопасности шахтеров, не может ответить никто.
Справка "РГ"
С начала этого года кузбасские шахты буквально лихорадит от аварий, которые происходят одна за другой. Например, в шахтоуправлении "Сибирское" в Анжеро-Судженске после аварийного отключения электроэнергии прогремел сильный взрыв метана. Пять человек погибли на месте, шестой умер на больничной койке.
В результате взрыва метана на шахте "Зиминка" в Прокопьевске пострадали свыше десяти человек, которые получили серьезные отравления угарным газом.
В феврале на шахте "Чертинская" в городе Белово слесарь был придавлен под землей вагонеткой и умер в больнице от ран.
На шахте "Красноярская" в городе Ленинске-Кузнецком при подъеме напольной дороги на-гора моторист Хагин Хаев сорвался и попал под площадку между рельсами. От черепно-мозговой травмы он умер на месте.
Между тем
Вчера в Генпрокуратуре сообщили специально для "РГ", что трагедия на шахте "Тайжина" будет расследована самым тщательным образом, потому что "гибель шахтеров как в Кузбассе, так и в "Ростовугле" в последние годы имеет явно негативную тенденцию в связи с нарушениями правил техники безопасности при подземных работах". В то же время официальный представитель Генпрокуратуры предостерег от поспешных заявлений и версий трагедии на угольной шахте в городе Осинники Кемеровской области: "Любые высказывания и предположения ответственных лиц в связи с трагедией в Кузбассе будут расценены как попытка оказать давление на следствие".
Как пояснил заместитель Генерального прокурора РФ в Сибирском федеральном округе(СФО) Валентин Симученков, какие-либо комментарии и высказывания по данной трагедии, в том числе со стороны руководителей высокого ранга, не имеют никакого юридического значения и будут расцениваться как попытка оказать давление на следствие. Он также подчеркнул, что причины происшествия и степень возможной виновности должностных лиц в связи с аварией на шахте "Тайжина" будут установлены только в рамках следствия.
Прокуратурой по СФО создана следственно-оперативная группа из 10 человек, которые имеют опыт расследования подобных уголовных дел. В этой группе есть представители ФСБ и МВД. Ими уже изъята вся документация, относящаяся к вопросам производственного режима, данным средств объективного контроля. Начат допрос свидетелей.