О популярнейшей актрисе, снявшейся в таких известных картинах, как "Солдат Иван Бровкин", "Максим Перепелица", "Деревенский детектив" и еще десятках других, в том числе и фильмах-сказках, в театральном мире ходит немало актерских баек. Например, когда труппа Театра сатиры отправилась в Германию показывать спектакли советским войскам, то на первом же КПП какой-то строгий майор начал придираться ко всяким мелочам. "Товарищ майор, мы же артистов везем!" - негодовал шофер автобуса. Майор обошел машину, заглянул в салон, и первое, что он увидел, - лицо Татьяны Пельтцер. Служивый мгновенно расплылся в улыбке: "Ой, кого я вижу! Товарищ Пизнер!" С этой минуты Татьяна Ивановна поняла, что она знаменита.
В душе многие коллеги не испытывали симпатии к Пельтцер. Не любили за прямолинейность, за правду-матку, которую она резала в глаза, за вздорный характер. Замечательный актер Борис Новиков, которого однажды обсуждали на собрании труппы за пристрастие к спиртному, после нелестного выступления актрисы, обидевшись, сказал: "А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит, кроме народа!". И потом долго испытывал неловкость за эти слова.
Татьяну Пельтцер никто из зрителей не помнит молодой. Даже в театрах, в которых она работала, ее любя называли "бабушкой", "старухой".
Существует еще одна байка: незадолго до смерти актрисы ей предложили поместить ее фото на рекламе сигарет. Она заметила: "Когда-то я мечтала, чтобы мои портреты были на афишах. А теперь... лишь бы не на туалетной бумаге!"
Актрису Татьяну Пельтцер никто не помнит молодой. Даже в театрах, в которых она работала, ее называли "бабушкой", "бабкой", "старухой". Но при этом актриса была всеобщей любимицей, хотя и отличалась непростым характером. Ее язвительность сравнивали с остроумием Фаины Раневской. Славу Татьяне Пельтцер принес знаменитый спектакль "Свадьба с приданым", удостоенный Сталинской премии. В 1953 году спектакль экранизировали - здесь она играла ленивую колхозницу Лукерью Похлебкину, любительницу спиртного. Еще долгое время после этого зрители писали ей письма с советами, как избавиться от злополучного порока.
Комедию "Иван Бровкин" снимали в глубинке, в одной из деревень Ярославской области. В селе старушки полюбили Пельтцер, принимали ее за свою. А она могла сражаться в преферанс ночи напролет, при этом не любила проигрывать. Александр Абдулов вспоминал о том, что однажды Татьяна Ивановна проиграла ему в карты девять копеек и ворчала по этому поводу целый месяц.
...Первым и единственным учителем Татьяны Пельтцер был ее отец, замечательный русский актер Иван Пельтцер. С ним она впервые вышла на сцену в десять лет. От него же унаследовала умение создавать яркие, сочные эпизодические характеры. Начало было светлым и многообещающим. Таня сыграла роль Авдия в спектакле "Камо грядеши?". А за работу в следующей постановке - "Дворянское гнездо" - она впервые получила гонорар. В одиннадцать лет Таня Пельтцер играла Сережу Каренина, и впечатлительных дам выносили из театрального зала без чувств: так на них подействовала сцена прощания Анны с сыном. Все эти спектакли ставил Иван Романович Пельтцер.
Но путь актрисы в искусстве был нелегким. Не имея высшего образования, еще не зная своих возможностей и способностей, она переходила из одного театра в другой, периодически меняя Москву на провинцию. Из театра МГСПС ее вообще исключили за профнепригодность, и Пельтцер пришлось временно работать машинисткой. Наконец она "осела" в Театре миниатюр: играла банщиц, молочниц, управдомш, нянек. Может быть, мешало ее нескрываемое купеческое происхождение или столь необычное замужество: в 1930 году немецкий коммунист и философ Ганс Тейблер привез в Берлин из Москвы молодую жену Татьяну. Он представил ее друзьям и соратникам, помог устроиться на... должность машинистки в торгпредстве и похлопотал о принятии жены в компартию Германии. Но при всем благополучии заграничной жизни, при всей любви к мужу и даже несмотря на собственные немецкие корни, не смогла Пельтцер оставаться вне родины - через четыре года она уговорила Ганса расстаться.
Главным театром ее жизни стал московский Театр сатиры, которому актриса отдала 30 лет. Она не затерялась в прославленной труппе, сплошь состоящей из мастеров сатирического цеха, и вскоре стала ведущей актрисой театра, на которой "держался" репертуар.
Кино в ее жизнь тоже вошло не сразу - фильм "Простые люди", где Пельтцер сыграла первую свою большую роль, пролежал на полке 11 лет. Лишь когда экранизировали спектакль Театра сатиры "Свадьба с приданым", Татьяна Пельтцер стала популярной актрисой кино, и уже через год ее окрестили "мамой русского солдата" за роль Евдокии Бровкиной. Ненасытная, когда дело касалось работы, она много снималась, боялась, что ее скоро забудут.
В середине 60-х теперь уже прошлого века режиссер Театра сатиры пригласил к себе молодого, никому не известного Марка Захарова. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля "Доходное место", в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: "Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру..." Но спектакль у Захарова получился гениальный, и Пельтцер с удовольствием играла в нем, а в преклонном возрасте работала с Марком Анатольевичем до конца своих дней...
В 1972 году она стала народной артисткой СССР - первой за 48 лет существования Театра сатиры. Те, кому она покровительствовала, не чаяли в ней души. Татьяна Ивановна обожала, более того, боготворила Андрея Миронова, которого считала своим сыном, будучи близким другом его родителей, следила за его профессиональным ростом с самого начала. Зрители были от нее в восторге, но мало кто знал, что на сцене она путалась и не могла сказать ни слова, если ее партнер забывал или не так произносил хотя бы одну из реплик. Однажды на репетиции в Театре сатиры разразился страшный скандал с применением ненормативной лексики. После этого Пельтцер навсегда ушла из этого театра и перешла в Ленком. В 73 года для такого поступка нужен особый характер, а он у нее был. Но, к сожалению, в Ленкоме она играла мало - в молодежном театре не нашлось для нее "возрастных" ролей.
В 85 лет Пельтцер делала все вопреки рекомендациям врачей: курила, бегала, пила крепчайший кофе. Но в последние годы жизни Татьяна Ивановна стала терять память - попала в психиатрическую больницу. После этого она снова вернулась в театр, но это был уже совершенно другой человек - ее выводили на сцену в спектакле "Поминальная молитва", где роль не требовала слов. Зрителям важно было, что она снова на сцене.
Через три года Татьяна Ивановна вновь оказалась в больнице... Травма, которую она получила, оказалась для нее фатальной. Ее похоронили на Новодевичьем... Продавщица цветов у кладбищенских ворот, узнав, что цветы - для Татьяны Пельтцер, отдала их бесплатно. Зрители ее любили и любят.