Лауреатом "Нацбеста" стал Виктор Пелевин

Литературная премия "Национальный бестселлер", задуманная как дразнящая общественность, будоражащая кровь и попутно отбирающая книги, в которых присутствуют "национальные ценности", как-то подозрительно быстро выбросила белый флаг.

 

В этом году премия вручается в пятый раз - напомним, что ее лауреатами побывали беллетрист Леонид Юзефович (2001), средний писатель, зато громкий издатель Александр Проханов (2002), затем... Уже в прошлом так и не отлаженный "нацбестовский" механизм начал давать сбои - победу одержали рижане Гаррос и Евдокимов, написавшие энергичный, но "никакой" роман-боевичок - из области тех произведений, что пишут на спор, для разминки и самоутверждения.

Шорт-лист этого года сиял как знакомыми, так и не вполне знакомыми широкому читателю именами. Лидировал в списке (в "Нацбесте" подсчитываются очки за каждую вещь) роман "Месяц Аркашон" А.Тургенева, он же известный литератор и критик Вячеслав Курицын. Затем следовали Пелевин с романом "ДПП (NN)", Александр Червинский с "Шишкиным лесом", Вера Галактионова с "Крылатым домом", Илья Масодов с "Чертями" и Валентин Распутин с повестью "Дочь Ивана, мать Ивана". Членам жюри, в которое вошли обладатель Букера-2003 Рубен Гальего, прошлогодние лауреаты "Нацбеста" Александр Гаррос и Алексей Евдокимов, издатель Александр Иванов, телеведущая Тина Канделаки, актриса Ксения Раппопорт, арт-критик Алексей Тарханов, в общем было из кого выбирать.

...Жюри выбрало Пелевина. Возможно, просто вдумавшись в название премии. Последняя книга Пелевина и в самом деле вполне себе бестселлер, распродается она намного быстрей и непринужденней, чем все другие, вошедшие в шорт-лист. К тому же "ДПП (NN)", или "Диалектика переходного периода. Из ниоткуда никуда" действительно повествует о проблемах "национальных" - засилье криминала, банковский бизнес, неудачный и бессмысленный переход от социалистической экономики к рыночной, продажность всех и вся. Так что почему бы и нет? Похоже, что члены жюри вместо того, чтобы моделировать литературный процесс, просто вяло развели руками: "Ну а что поделаешь, он же и правда такой популярный..." То, что с точки зрения литературного качества роман "Числа", составляющий основу "ДПП", балансирует на грани провала, и лишь отдельные точные наблюдения и остроты автора удерживают его в этом шатком положении, то, что роман исполнен презрения к читателю, представителю, простите, той самой нации (чтобы убедиться в этом, достаточно пробежать глазами открывающую роман издевательскую "Элегию"), разумеется, никого остановить не могло. Пелевин выиграл. Ход слишком предсказуемый, слишком ленивый, останавливающий последние живые токи, кажется, все-таки бежавшие в жилах "Нацбеста". Любой другой ответ, разве что за исключением Распутина, был бы ярче. Даже провокативные "Черти" Масодова, не говоря уж про вполне достойный "Шишкин лес" Червинского, смотрелись бы в финалистах веселее. Однако - Пелевин. Из ниоткуда в никуда. Такова наша конечная остановка, ибо "Нацбест" - последняя премия в этом литературном сезоне.

P.S. Теперь вплоть до осени не видать любителям окололитературных процессов ни лонг-, ни шорт- листов, остается надеть шорты и отправиться на пляж. Или в литературное кафе "Билингва", которое только что открылось официально, устроив по этому поводу "водочную презентацию". Кстати, в "Билингве" теперь можно приобрести не только книги, но и те же шорты - при клубе открылся небольшой магазин одежды и "фенечек" с легким буддистским уклоном. Неплохая затея, лишь бы только тюбетейки не вытеснили книги - вот и присутствовавшие на презентации Евгений Рейн, Лев Рубинштейн, Эдуард Лимонов выглядели в накуренном и шумном зале свадебными генералами, которых непонятно для чего сюда созвали. Кафе-то все-таки зовется литературным.