"Ловушка" для мобильных телефонов

35 миллионов человек в России сегодня постоянно пользуются сотовой связью. И так же постоянно платят за нее, перечисляя операторам в среднем не меньше 20 долларов в месяц. Реклама гибких тарифных планов, позволяющих разговаривать по мобильнику якобы практически даром, привлекает все новых клиентов. Но, как ни странно, опытные пользователи подметили странную закономерность: величина телефонного счета может не зависеть ни от тарифного плана, ни от количества и продолжительности разговоров. Примеров, указывающих, что в мобильную "ловушку" в любой момент может попасть каждый, увы, немало. Вот только несколько самых свежих случаев.

Мой практичный коллега недавно подключился к экономному тарифу одной из ведущих телефонных компаний. Первый месяц расчет шел строго по установленному тарифному плану. Знакомый вздохнул облегченно: не обманули, связь подешевела. Но к концу второго месяца потерявший бдительность абонент заметил, что карточки приходится покупать в два раза чаще, чем вначале, хотя по мобильнику он разговаривал в обычном режиме. Чтобы разобраться, он запросил в абонентском отделе распечатку детализированного счета. Прочитав список исходящих звонков, абонент обомлел: половина вызовов была сделана с его телефона по неизвестным ему номерам. В ответ на вопрос клиента: "И что же теперь делать?" - девушка-оператор посоветовала "во избежание дальнейших проблем" поменять SIM-карту.

И, действительно, после такой ключевой замены деньги со счета "пропадать" в неизвестном направлении перестали. Но за "чужие" звонки в итоге заплатить все равно пришлось.

Похожая история недавно приключилась с абонентом другой, не менее именитой компании. Ежедневно через пару часов после пополнения баланса деньги со счета пропадали таинственным образом. Владелица телефона негодовала: по ее тарифному плану три-четыре минуты разговора, которые она успевала сделать, никак не могли "съедать" пять долларов одним махом. Игра на понижение баланса продолжалась больше двух недель, пока жертва связи не удосужилась обратиться в абонентскую службу с просьбой прояснить стремительное убывание денег со счета.

Но летом сложнее всего разобраться с мобильными расходами отпускникам, которые звонят в Россию из дальних стран. Связь с родным домом из-за бугра нередко оборачивается малоприятными сюрпризами по возвращении на родину. Так, после поездки в Тунис одной солидной клиентке известного сотового оператора пришел счет на 300 с лишним долларов. Хотя сумма показалась ей завышенной, долг она погасила в тот же день. Но на следующий же день получила еще один счет за услуги роуминга, который по сумме совпадал с предыдущим цент в цент.

Решив, что это копия предыдущего счета, она связалась с абонентской службой, где ей сказали, что никакой ошибки нет: просто это еще один счет за отпускные разговоры. Правда, детализированный счет представители компании согласились дать только через месяц. На предложение клиентки не платить по новому счету, пока она не увидит распечатку всех звонков из Туниса, ей сурово ответили: "Лучше оплатите, иначе мы подадим на вас в суд".

Неудивительно, что те, кто хотя бы однажды стал жертвой телефонного просчета, полагают, что операторы, пользуясь служебным положением, тихо вытягивают из клиента деньги, действуя по принципу: не пойман - не вор. Впрочем, представители сотовых компаний такие предположения решительно опровергают:

- Нам невыгодно, чтобы клиент был недоволен состоянием своего счета, так как мы заинтересованы в привлечении абонентов, - утверждает пресс-секретарь АО "Вымпелком" Михаил Умаров. - Процесс расчетов между клиентом и оператором связи автоматизированный, поэтому персоналу компании невозможно незаметно списать денежные суммы с карточки или изменить цифры в распечатке счета, даже если очень захочется. Другое дело, что у любой крупной сотовой компании, которая обслуживает многомиллионную армию абонентов, поневоле время от времени происходят компьютерные сбои. Отсюда и возникают неприятные сюрпризы с балансом: действительно, клиенты нередко звонят в абонентскую службу и просят пояснить, почему на счету осталось меньше денег, чем они предполагали. Но во всех спорных моментах, связанных с оплатой услуг сотовой связи, можно разобраться: достаточно посмотреть список всех соединений за определенный период времени. Его обязаны предоставить клиенту в абонентской службе. Компьютер фиксирует все звонки и продолжительность разговора, так что детализированный счет - официальное письменное доказательство услуг, предоставленных компанией. Если же содержание распечатки для клиента не аргумент, то у него остается право подать на сотовую компанию в суд. Но не стоит забывать, прежде чем подавать иск, надо предоставить неоспоримые доказательства, что тех или иных звонков с определенного номера он не делал.

- Может ли за счет абонента мобильной связи разговаривать технически подкованный мошенник?

Другой сотовый оператор так же убежден, что установленная защита против взломов паролей не по зубам никакому хакеру.

- У нас лазейки для мошенников не осталось, потому что наша система защиты постоянно меняет шифры кодов SIM-карт,- рассказывает советник генерального директора ЗАО "Соник Дуо" Роман Проколов. - Более того, у нас есть даже специальные сотовые телефоны, которые поддерживают дополнительный режим шифрования.

Чем же объяснить астрономические счета, выставленные за услуги роуминга, если клиент всегда прав и круглосуточно защищен сотовым оператором от атаки невидимых аферистов? В ответе на этот вопрос российские операторы связи демонстрируют редкостное единодушие.

- Да, счет за разговоры из зарубежных стран действительно может быть очень внушительный, даже без вмешательства каких-либо аферистов,- соглашается Роман Проколов,- по вполне объективным причинам. Местные операторы связи в стране, откуда звонит наш клиент, вольны устанавливать свои расценки, поэтому надо очень тщательно выбирать, через какого именно транзитного оператора держать связь. А выбрать могут помочь в абонентской службе. Лучше позвонить туда до поездки и узнать заранее, сколько стоят "транзитные" услуги.

Получается, что российские сотовые компании не желают верить в существование мошенников, которые говорят по мобильнику за чужой счет. А вот в Управлении "К" МВД РФ, которое занимается предотвращением и раскрытием преступлений в сфере высоких технологий, верят.

- Между собой специалисты называют таких преступников "ботаники" или "фрикеры",- поясняет пресс-секретарь Управления "К" Анатолий Платонов. - Такого рода мошенники неуловимы, как правило, они очень хорошо разбираются в тонкостях мобильной связи, имеют техническое образование и своего рода талант. Они используют так называемые телефоны-двойники, с помощью которых незаметно паразитируют на номере случайно попавшейся жертвы. Им инкриминируют 165-ю статью УК "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Согласно этой статье, "причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до шести лет".

Но сложность в том, что поймать "ботаников" сложно: кроме фактов, подтверждающих, что именно этот человек, а не кто-нибудь еще изготовлял телефон-двойник, необходимо исковое заявление от потерпевшего, который часто и не подозревает, что его ограбили. Чтобы не поощрять мошенников, не буду подробно описывать механизм ограбления. Скажу лишь, что для создания "двойника" мошеннику необходимы только схема кодов и компьютер.

Схему подсоединения "двойника" мне пояснили на Митинском радиорынке местные кулибины, которые "перешивают" серые сотовые телефоны. По их словам, система криптографической защиты, которой так гордятся сотовые операторы, для опытных "ботаников" не помеха. Чтобы бесплатно разговаривать по чужому номеру, мошеннику необходимо поймать нужный момент: отсканировать код SIM-карты в первые секунды передачи сигнала с мобильника "жертвы".