Довелось мне недавно пролежать пару дней в реанимации. После операции. В соседней комнате кто-то из медперсонала смотрел футбол. Когда донесся истошный вопль Уткина "го-о-ол!", я невольно потянулся за мобильником. Жить не хотелось, а счет футбольного матча узнать хотелось. Это у Шварца сказано: когда жизнь кажется конченой, она вновь поднимает голову.
Asta la vista, Малахов
Прошедшая теленеделя окрасилась в прощальные тона. Болельщики попрощались с потрясающим футбольным праздником. Страна прощается со старой системой льгот. А первый канал попрощался с "Большой стиркой" и "Городом женщин" - программы закрыты.
Правда, ведущие оных, г-н Малахов и г-жа Кривцова, - из той породы, что, поздоровавшись, руку не отпускают, как бы вы ни дергали. Прогнав их в дверь, закрывайте окна. Малахов - так просто казус какой-то: фальшивый, косноязычный человек стал лицом Первого канала.
Так что ждите. Короли пошлости наверняка "зарядят" новый проект и вернутся на свой трон. Если только не станут депутатами Государственной Думы. А так хочется сказать им вдогонку: "Уходя - уходи!"
Buenos noches, Мексика
Июль на телевидении - осенний месяц. Поредела сетка. Начались повторы. Каналы медленно впадают в летнюю зимнюю спячку, и каждый надеется протянуть пару месяцев на жирке, нагулянном за минувший сезон.
РТР так просто приняло лошадиную дозу снотворного, запустив "Бедную Настю", - богатые интерьеры и картонные страсти "a la russ".
Продюсеры гордо рассказывают о том, что сорок стран уже закупили этот эпос. Что ж, бессонница - распространенный недуг. Сначала россиян полечили. Теперь - остальной мир. Правда, есть подозрение, что продажа сериала - акция не лечебная, а диверсионная. Изощренная месть бразильцам и мексиканцам. Сначала они травили нас своим "мыльным" отваром. Теперь мы им подложим свинью. То есть Настю. Мол, тоже не лыком шиты. И можем телебурду сварить не хуже латиноамериканцев.
Избавляясь от хлама
Хорошие западные сериалы у нас не приживаются. А плохие отечественные плодятся.
НТВ запустило продолжение "Клана Сопрано". Отменный продукт. Но первую порцию зритель ел вяло. Потому "добавку" предлагают теперь за полночь, для любителей. Кстати, столь же печальна была судьба и другого знаменитого американского сериала - "Секс в большом городе". НТВ открыло его нашему зрителю, оно же его и закрыло. Рейтинги оказались слабоваты, и "Секса" на НТВ не стало. Перекочевал на СТС. Без секса, однако, оказалось тяжело, и канал озаботился. Созданием аналогичного продукта.
Доселе на ТВ преобладало криминальное "мыло". Успех "Бальзаковского возраста" заставил НТВ спешно осваивать новое "нефтяное месторождение" - женский быт в эпоху становления капитализма.
Правда, работа получилась топорная
Ощущение, что целевой аудиторией сериала "Не ссорьтесь, девочки" планировались потомки Эллочки-людоедки. Отсутствие сюжетов. Претенциозные диалоги. Убогая режиссура. И катастрофически дурная актерская игра. Словом, "жуть" и "мрак". По сравнению с этим киносериал "Бабник" - Голливуд.
Особенно обидно за Ксению Раппопорт, талантливую театральную актрису, известную по работам у Льва Додина. На театре она борется с фальшью. На ТВ вынуждена ее культивировать.
При этом запуск премьеры летом с головой выдает отношение канала к своему детищу. Лето ведь - рейтинговая яма, в которую менеджеры стараются сбросить все ненужное. Закрыть проект, по-видимому, жалко. Хотя, что тут жалеть, репутация-то дороже. Так нет же, "советская" логика диктует свое: товар плохонький, но сейчас, летом, когда и ТВ меньше смотрят, и народ расслаблен, сгодится.
Свобода слова по Хармсу
Всю неделю ток-шоу обсуждали реформу льгот. Хотя язык не поворачивается назвать это обсуждением. Скорее, митингом, плавно перетекавшим с канала на канал.
Чем сложнее проблема, тем больше шансов для популизма. Особенно когда речь заходит о социальной справедливости. Ведь абсолютной справедливости, как известно, нет. Зато есть отличный повод "засветиться" в качестве защитника интересов народа. И вот, как крысы на звуки флейты, стекаются в останкинские студии все те же лица все с той же целью. Коммунисты затягивают песню о грабительском режиме. Лимоновцы скандируют лозунги.
В минувшую пятницу г-н Шустер в "Свободе слова" печалился: мол, никто из правительства не пришел на передачу. Подискутировать с противниками реформы. Встречный вопрос: а как можно дискутировать на баррикадах? Ведь оные противники, придя на ТВ и чуя запах прямого эфира, сразу бьют копытом, воображают себя ленинами на броневике и норовят революцию вершить. Какая уж тут дискуссия о сложных экономических материях, когда все сводится к хармсовскому диалогу: "Художник: Я художник. Рабочий: А по-моему, ты - г...о!"
Шарапова прорвалась в прямой эфир
В завершение бессмысленных дебатов Шустер вдруг с облегчением и удовольствием заговорил о предстоявшем финале Евро-2004. Неудивительно. Спорт честнее политики. Конечно, и здесь случается несправедливость. Но это уже несправедливость Судьбы. И здесь в азарте борьбы совершаются неблаговидные поступки. Но это - энергия заблуждения, а не обмана.
На газонах, футбольных ли, теннисных ли, не встретишь фальшивых эмоций и страстей. И дутые величины там долго не протянут. Здесь даже плюнуть в рожу могут. Как итальянец датчанину. Но это, черт возьми, честный плевок! От души! От сердца! От неуемного желания победить!
Жванецкий заметил: когда-то ТВ было интереснее жизни, сегодня жизнь интереснее ТВ.
Потому юная Мария Шарапова, в финале Уимблдона в пух и прах разнесшая непобедимую американку, ее неподдельное счастье, ее непосредственность, ее живое обаяние - словно глоток свежего воздуха. А радость г-на Малахова в "Золотом граммофоне" - "Маша Шарапова выиграла Уимблдон!" - пошлая конъюнктура, умноженная пошлостью самого Малахова.
Потому НТВ, как только выяснилось, что наша соотечественница играет финал, изменило программу передач и показало матч в прямом эфире. Вместо какого-то сериала. А ведь дело было в субботу, почти в прайм-тайм. А теннис - совсем не рейтинговый вид спорта. Значит, престиж все же чего-то стоит?
Или это просто Жизнь победила ТВ. Рейтинг у нее оказался выше. И вот она ворвалась в эфир и перекроила все по-своему. И расставила всех по своим местам, показав, кто чего стоит.
Шараповой - Уимблдон. А Малахову - малахово.