Отныне, согласно законодательным поправкам, которые эксперты уже прозвали, "самыми жесткими, которые только есть в Европе", реклама пива в средствах массовой информации будет жестко ограничена. К примеру, в час пик, с 7 до 22 часов местного времени, пивные ролики исчезнут с глаз долой из всех российских телепрограмм. В любое же другое время такая реклама не должна содержать даже намека на то, что глоток хмельного зелья может хоть как-то утолить физиологическую жажду, а тем более жажду успеха в личной, общественной, спортивной и интимной жизни. Также запрещено использовать в рекламе пива образы людей и животных и оформлять такую рекламу в виде мультиков. Ни слова и о том, что этот алкогольный напиток полезен для здоровья. А вот информация о его возможном вреде теперь не только приветствуется, но и обязательна. Под тезис "пиво опасно для вашего здоровья" должно отводиться не менее 10 процентов рекламного времени или рекламной площади. И еще одно из ограничений: категорически запрещается рекламировать пиво ближе, чем в ста метрах от детских, спортивных, образовательных, медицинских, санитарно-курортных учреждений.
Если кто-то, узнав про эти новшества, и захлопал в ладоши, то только не производители пива, а вместе с ними владельцы теле- и радиоканалов. Последние, по самым скромным прикидкам, потеряют своего самого крупного и богатого рекламодателя. Не секрет, что пивные короли являются ныне основными "поставщиками" рекламных бюджетов мульти-медиа. По подсчетам экспертов, телевизионные каналы лишатся от 120 до 150 миллионов долларов в год: сегодня 9 процентов телерекламы приходится на пивную продукцию.
Сегодня участники телевизионного рынка ломают голову, что им делать. До 5 сентября, а именно с этого времени поправки вступают в силу, телеканалам предстоит убрать ролики из эфира. Другой вопрос, что будет со спортивными трансляциями, спонсируемыми пивоварами. Например, с Лигой чемпионов, основные матчи которой пройдут осенью, или чемпионатом России по футболу. Производители пива в ответ на законодательные санкции обещают вообще вывести с рекламного рынка средства, направлявшиеся ранее на эти цели. Кроме того, они считают, что бессмысленно запрещать рекламу пива в прайм-тайм - с 19.00 до 22.00.
Это ни к чему не приведет, просто рекламные блоки сдвинутся с вечернего времени на утренние и дневные часы. "А ведь именно днем телевизор больше всего смотрят дети - та часть аудитории, которую, по замыслу депутатов, необходимо в первую очередь оградить от рекламы пива", - заявляют некоторые из них.
Однако на телеканалах говорят, что особых проблем с трансляциями не будет, поскольку большинство матчей Лиги чемпионов по футболу транслируются после 22.00 , и телевизионщики рассчитывают договориться со спонсорами.
Впрочем, один из ярых сторонников этих поправок первый вице-спикер Госдумы России Любовь Слиска настроена оптимистично.
Новые правила не похоронят спорт. "Если нынешняя тенденция употребления напитка в стране сохранится, то через какое-то время "некому будет бежать за "клинским", все смогут только поползти", - заметила вице-спикер.
По слухам, вслед за ужесточением показа рекламы пива в России может быть запрещена реклама табака и мобильной связи в средствах массовой информации - соответствующий законопроект готовится в стенах Госдумы. Мотив у депутатов один - разговоры по мобильникам ведут к раковым заболеваниям ушей и мозга.
Досье "РГ".
Пиво пьют 63,2 процента россиян. Причем каждый третий пьет пиво не реже одного раза в неделю. Два-три раза в неделю этот напиток потребляют 12 процентов, а 2 - 3 раза в месяц 11 процентов граждан. Не менее одного раза в день к пиву прикладываются 4 процента россиян. Самой потребляющей пиво категорией граждан является молодежь в возрасте 18 - 24 лет. Таковы данные всероссийского исследования, проведенного компанией ROMIR Monitoring.
Кстати
В Томской области пошли еще дальше. С 1 сентября там вводится запрет на употребление пива в общественных местах на всей территории области. Соответствующий закон "Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок на территории Томской области" подписал на днях губернатор Виктор Кресс. В соответствии с законом устанавливается административная ответственность за "распитие пива на улицах, стадионах, в скверах, парках, в общественном тарнспорте, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа пива в розлив". За нарушение этих норм предусмотрен штраф в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда. За подобные нарушения, совершенные лицами в возрасте до 16 лет, штраф заплатят их родители. Следить за исполнением закона будут правоохранительные органы.
комментарий
Геннадий Онищенко, академик РАМН, главный государственный санитарный врач РФ, эксперт "Российской газеты":
- Публикуемый закон - это запоздалая реакция общества на сложившуюся ситуацию, которая порождена безудержной рекламой пива и которая в принципе на ситуацию повлиять уже не может.
Потому что порог инстинкта самосохранения общества очень низок: потребовалось посадить на алкогольную зависимость целое молодое поколение , воспитав в нем убежденность, что без бутылки пива в руках немыслим современный образ жизни, прежде чем пришло осознание опасности самоуничтожения общества. Ведь пиво, водка, алкогольные суррогаты (парфюмерно-косметические изделия, изделия бытовой химии) - по существу война с применением химического оружия против самих себя.
Но все-таки нужно поздравить наше общество, прежде всего нашу Государственную Думу с этой, пусть небольшой, но победой. Теперь нужен следующий микрошаг: принятие закона о возрастном ограничении потребления пива и других спиртных напитков.