Нетоварищеский поступок Масхадова
Заявление стоит отметить не в виду его особого лицемерия. По этой части оно не в диковинку. Были прецеденты. В начале века террористы из эсеровской боевой организации, во главе которой стоял Евно Азеф, взорвали в Питере дачу Столыпина на Аптекарском острове. Бомбисты сами погибли и с собой унесли жизни нескольких мирных граждан. Через несколько дней появилась прокламация, в которой от имени эсеровской партии в резких тонах выражалось категорическое осуждение сего террористического акта. Достоверно известно, что написал ее сам Азеф.
Потом один из руководителей эсеров Михаил Гоц страшно возмущался нетоварищеским поступком Азефа.
Не по-товарищески поступили Гитлер с Ремом, Сталин с Ежовым... И Масхадов не вполне этично обошелся с теми своими сторонниками, что погибли в Беслане, назвав их действия "варварскими".
Прокламация Масхадова примечательна тем, что по своей идеологии абсолютно совпадает с позицией некоторых СМИ на Западе и передовой общественности в России. Тот же ход мысли: этому ужасу нет оправдания, но корни его находятся в нерешенности чеченской проблемы.
Больше всего мне нравится вот это многозначительное "НО", которое легко перечеркивает все прочие утверждения.
В одном из фильмов о Бонде был злодей вселенского масштаба доктор Но. Он шантажировал мир атомной бомбой. Комичный был персонаж.
С нынешними докторами Но проблем поболее. И прежде всего в области логических умозаключений. Они снова и снова твердят: этой жестокости нет оправдания. И тут же выкладывают его: история вопроса. То есть они хотят сказать, что массовое убийство детей в Беслане - это продолжение антиколониальной войны, что вели два века назад чеченские наибы с царским самодержавием.
Так можно оправдать и газовые печи нацистов. Ну хотя бы унизительным для немецкого народа Версальским договором.
Чистые глаза террористов
Мир после 11 сентября в Америке четко поделился на террористов и прочее человечество. Он в тот момент стал черно-белым. Через некоторое время появились оттенки в суждениях экспертов. И террористы не такие сволочи; они же по идейным соображениям убийцы, а значит, и не вполне убийцы... И их жертвы в башнях ВТЦ - не ангелы, они же все были на службе у капиталистов-кровососов...
23 октября 2002 года мир снова стал черно-белым, он снова четко поделился на террористов и остальное человечество. На этот раз, впрочем, совсем на одно мгновение; оттенки появились еще до начала штурма и отстрела захватчиков. Одна журналистка, принимавшая исповедь у террористов, обратила внимание на то, какие у них "чистые глаза". Другой журналист уже после штурма высказал предположение, что в лице налетчиков на "Норд-Ост" мы имеем последних террористов-романтиков. Еще один: "Ну, это нормальная операция в рамках диверсионно-партизанской войны". Еще один: "Да они никакие не террористы, поскольку денег не потребовали. Они только поговорили с нами на языке террористов".
Теперь, после Беслана, никто не рассказывает нам про "чистые глаза" террористов, про их святой романтизм, про нормы диверсионно-партизанской войны. Все, и даже передовая общественность, клеймит их как нелюдей.
Теперь другой тренд: развести Масхадова и этих "нелюдей" с Басаевым во главе.
Есть информация, что Масхадов лично оплакивает погибших. И своему правительству велел поплакать. И даже Басаев не торопится признаться в авторстве и в режиссуре. Может, тоже расчувствовался. Во всяком случае Закаев в своем заявлении для печати намекает и на его алиби.
Ту же песню исполнил и "Комитет-2008": о том, что первопричиной всех последних терактов в России стала именно политика на Кавказе, прежде всего в Чечне.
Представим себе, что после Беслана Россия говорит: "Дьявол с вами, жрите суверенитета столько, сколько вам влезет в глотку!" И представим, что это будет за новоявленное государство? Государство на крови сотен детей? А Днем независимости свободной и миролюбивой Ичкерии станет 3 сентября? И ООН примет ее в свою семью?
На что они рассчитывали?
То, что сегодня происходит на Кавказе, никакая не национально-освободительная война, поскольку ее идеалы погребены под жертвами террора.
Война идет со стороны чеченских боевиков за сохранение террористической инфраструктуры под государственной крышей. Идеальная конструкция: "Аль-Каида" под крышей талибанского Афганистана. Это раз. Два: война идет за политическое выживание Масхадова и Басаева.
Последние, видимо, не вполне отдавали себе отчет в том, чем может Беслан лично для них обернуться. Они полагали, что захват школы - дело беспроигрышное. Уроки "Дубровки" учтены. У власти не останется ничего иного, как принять какие-то условия боевиков.
Не исключено, что у них был и такой вариант: в Беслан прилетают Масхадов и Закаев, встречаются с террористами и "под телекамеры" всех ведущих телекомпаний мира выводят из школы сотни обезвоженных детей, обессиленных родителей. А Масхадов с Закаевым - в белом.
На такой резонанс они, похоже, рассчитывали, если бы этот фокус удался. О том, что такой вариант предполагался, сказал сам Закаев, и это напечатано на одном из интернетовских сайтов. Масхадову от этого преступления не откреститься, независимо, будет доказано его прямое участие в нем или не будет.
Откреститься и отмазаться он не сможет потому, что теракты против невинных людей - это его последняя надежда, это его единственное оружие. И можно сказать, сверхоружие, что, собственно, и подтвердил артист Закаев, исполнитель роли Гамлета, пригрозив: "Радикализация Кавказа будет только усиливаться, и повторение Бесланской трагедии неизбежно".
Они все рассчитали. Но не учли того, что никогда невозможно до конца учесть: дикий случай и человеческий фактор. И вот теперь выкарабкиваются из-под обломков своей подорванной крыши с криками и божась: "Это не мы!"
Доктора Но готовы им снова поверить.
***
Господину Каспарову не нравится господин Путин.
А Черчиллю в свое время не по душе был дядюшка Джо. Тогда перед лицом гитлеровской угрозы ему пришлось с ним объединиться. Тогда ему тоже пришлось сказать "но". То есть позвать того доктора Но, который лечит, а не обессиливает, не парализует. Собственно, граждане-оппозиционеры стоят перед альтернативой: либо они объединяются с властью, чтобы взять верх над террористической организацией Масхадова - Басаева, либо присоединяются к тандему Масхадов - Басаев, чтобы свалить власть с риском развалить государство. А что хуже самого плохого государства? Его отсутствие.