Герман Галдецкий пока говорит только простые слова

После Герман начал самостоятельное расследование - искал граждан, подвергшихся домогательствам людей в погонах, пытался им помочь, обивал кабинеты милицейских начальников и сотрудников управления собственной безопасности. Кому именно не по нраву пришелся настырный юноша, неизвестно до сих пор. 25 марта этого года Галдецкого нашли истекающим кровью на пустыре у Ярославского вокзала. Ему выстрелили в висок из пистолета "Оса".

После громкого покушения о Германе Галдецком враз заговорили как о человеке, не побоявшемся бросить вызов системе. Правда, купаться в лучах славы ему не пришлось - 25 марта молодого человека в состоянии комы с простреленной головой доставили в институт им. Склифосовского, он перенес множество операций. Врачи буквально вытащили парня с того света. Тем временем СМИ подняли грандиозную шумиху, обвинив во всем столичную милицию, - слишком уж Галдецкий ей докучал. Расследование взяли под личный контроль высшие милицейские чины, но преступников так и не нашли.

Герман стал поправляться - из больницы его перевели в реабилитационный центр, где парню заново пришлось учиться ходить, разговаривать, держать в руках ложку. 19 августа Герман вместе с мамой уехал в Литву, продолжать лечение. Все это время к нему не пускали ни одного журналиста - Герману нельзя волноваться. Корреспонденту "РГ" удалось связаться с мамой Германа Галдецкого Аленой Архиповной, постоянно находящейся рядом с ним, и узнать подробности случившегося прошлой весной.

- В каких условиях восстанавливается Герман?

- Уход за ним просто изумительный. Впрочем, не могу сказать, что в России было хуже. Персонал обоих центров замечательный, но в Литве есть одно преимущество - Герман постоянно находится на чистом воздухе. Кругом лес, где сын много гуляет, очень много озер. В центре вообще очень много именно водных процедур.

- На что врачи делают особый упор?

- Сейчас Герман в основном разрабатывает руку. Дело в том, что правая сторона тела у него была практически парализована и нужно восстанавливать двигательную функцию. Даже врачи удивляются, насколько сын прогрессирует. Здесь важную роль играет молодой организм и его упорный характер - Герман занимается по 10 -12 часов в день.

- Как долго Герман пробудет в Литве?

- Виза у нас заканчивается в начале октября, мы вернемся в Россию - нужно искать логопедический центр. У Германа проблемы с речью - он может говорить только элементарные слова. Нужны серьезные занятия. Кроме того, в России ему сделают еще одну операцию.

- Говорят, вы выбрали для лечения Литву, потому что здесь у вас родственники?

- Это одна из причин. Мои корни отсюда. Родственники действительно много помогают нам. Кстати, меня очень удивило, как нас встретили. Германа все время узнают на улице, подходят, поддерживают, желают выздоровления и удачи. Некоторые даже говорят: "Мы можем хоть как-то вам помочь?" Если честно, сыну не очень по душе это внимание. Он не считает, что сделал что-то сверхъестественное.

- Сколько, по оценкам врачей, понадобится Герману для полного восстановления?

- Процесс реабилитации должен занять от полутора до двух лет.

- Разумеется, всех интересует, связана ли трагедия, произошедшая с вашим сыном, с его частным расследованием?

- Когда я с ним начала говорить на эту тему, Герман пытался что-то объяснить. Но пока у него не хватает словарного запаса, и он начинает нервничать. Глядя на его мучения, я сказала, что поговорим об этом после. Могу сказать одно - пока понятно, что, безусловно, покушение связано с этим расследованием, а около Ярославского вокзала ему действительно назначили встречу (по одной из версий следствия, Герман познакомился на вокзале с некими полубомжами и сам пошел с ними на пустырь. - Ред.). Что еще он сказал, пока оставлю при себе. Я просто боюсь за сына.

- Вы не доверяете правоохранительным органам?

- Тот факт, что за пять месяцев не было сделано ровным счетом ничего, говорит о многом. Например, следователи за все это время не смогли разблокировать его мобильный телефон и отследить последние звонки. Если честно, я не слишком верю, что преступников поймают. Сейчас главное для меня - это здоровье сына.

- Герман собирается продолжать расследование?

- Что пугает меня больше всего, он действительно собирается продолжать свое дело.

- Скажите, как обстоят дела с охраной Германа?

- Никак. Только в Литве мы впервые вздохнули свободно. Никакой охраны в России не было, поэтому возвращаться очень тревожно.

Вскоре Герман Галдецкий вернется домой, чтобы продолжить курс реабилитации. "Российская газета" будет и дальше следить за его судьбой, равно как и за расследованием этого дела. Разумеется, место, где он находится сейчас и где будет восстанавливаться, останется в тайне - слишком многим не хотелось бы, чтобы Галдецкий назвал имена тех, кто 25 марта нажал на курок пистолета на безлюдном пустыре.

Досье "РГ"

В декабре 2003 года Басманный суд Москвы осудил на два и три года соответственно 28-летних оперуполномоченных Следственного отдела УВД Московского метрополитена Алексея Ткачука и Андрея Пирогова. Милиционеры избили на станции "Чкаловская" менеджера зала игровых автоматов и заявили потом, что они проводили "обычные оперативно-разыскные мероприятия".

В январе 2004 года Мещанский райсуд столицы вынес приговор еще четверым милиционерам этого УВД, которые возвращались с поминок погибшего коллеги и в пылу эмоций жестоко избили подвернувшегося им охранника подземки. Все они получили по три года лишения свободы.

В апреле 2004 года к пяти годам колонии был приговорен сотрудник 2-го отдела милиции УВД по охране метрополитена 28-летний Евгений Шатонский, который на станции метро "Кантемировская" завел нетрезвого пассажира в комнату милиции, трижды ударил кулаком по лицу, а затем избил резиновой дубинкой и забрал все деньги.

11 июня 2004 года во время дежурства на станции "Нахимовский проспект" сотрудник 8-го отдела УВД на метрополитене 38-летний сержант Сергей Басоргин насмерть забил в комнате милиции 26-летнего Дмитрий Золотцева. Безработный житель Подмосковья был в подпитии и заснул на лавочке. Его обнаружили милиционеры и отвели в комнату милиции. Там он был избит и в результате полученных травм скончался через 40 минут. Дело возбуждено по статье "умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего".

31 июля 2004 года на станции метро "Сокольники" сержант милиции выстрелил в незарегистрированного в Москве уроженца Таджикистана Рустама Байбекова за то, что тот попытался пройти через турникет без билета. Байбеков чудом остался жив - пуля попала ему в рот и пройдя через шею, застряла в области спины. Сержанту предъявили обвинение в совершении действий, уголовная ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 30 и частью 1 статьи 105 УК РФ - "покушение на убийство". Милиционер арестован и помещен под стражу решением Черемушкинского суда Москвы.