Ступка рассказал "РГ" о том, как он видит нынешнюю украинскую ситуацию.
- Когда на Украине начались послевыборные события и митинги, мы были на гастролях в Минске. О том, что происходит дома, узнавали из российских телеканалов. Мы играли "Тевье Тевель", примиряющий всех спектакль. Он больше всего подходил к нынешней ситуации. Пока мы работали в Белоруссии, в Киеве пошли слухи о том, что Театр им. Франко раскололся, что часть его актеров хочет бастовать, а часть - работать на гастролях.
- То есть политическая ситуация поставила перед вами вопрос: "С кем вы, мастера культуры?"
- На этот вопрос можно не отвечать. Не нужно провоцировать раскол в театре и обществе, не нужно их политизировать. Я своим актерам рассказываю анекдот о двух кумовьях. Первый спрашивает второго: "Что такое политика?" Другой отвечает: "А ты видел, как комар плачет?" - "Нет". - "Так вот, политика - это еще тоньше". Мы провели в театре собрание, чтобы согласовать позиции. Актеры как дети: им понравилась идея выйти на площадь, присоединиться к митингу, устроить в театре ночлег для приехавших протестующих. Но пока этого не допустили. Театр продолжает работать, у нас был на гастролях уважаемый московский "Современник", они прошли успешно. Мы продолжаем репетировать в нормальном режиме.
- Говорят, вы провели увольнения актеров, которые не вышли на работу во время митингов?
- Никто их не увольнял. Позвонила мне одна актриса прямо в Минск, сказала, что не явится на гастроли, бастовать будет. А без нее спектакль не мог идти, его нужно было отменять, возвращать людям деньги за билеты. Я ее только что на коленях не умолял: "Приедь, сыграй, люди в зале ведь не виноваты". Я считаю, что творческие люди не должны заниматься политикой, их место на сцене с людьми.
- Пока вы были в Минске, часть ваших актеров давала спектакль "Швейк" прямо на майдане Незалежности. Перед людьми, живущими в палаточном городке.
- Актеры сочли майдан своей сценой. Они говорят, что у них было около 600 тысяч зрителей, в театре такое количество как собрать? Я считаю, что людям нужно нести искусство независимо от политики и ситуации. Я расценил это представление только так. Я сказал: "Играйте где хотите, это ваше право". Теперь люди видят политику во всем. Даже когда Тевье говорит, что научит дочек иностранным языкам, чтобы они могли сказать хоть по-французски слово "так". Зал в этом "так" видит нечто революционное, практически лозунг оппозиции.
- Некоторые украинские политики сейчас говорят об угрозе раскола Украины и сепаратизме. Театр отражает эту ситуацию?
- Нам не нужен раскол ни в стране, ни в театре. Мир и спокойствие надо сохранить любой ценой. Например, знаменитые Станиславский и Немирович-Данченко десятилетиями не разговаривали друг с другом, они общались в эпистолярном жанре, но никто не знал, какие у них отношения. После них осталась огромная переписка, Булгаков об этом "Театральный роман" написал. По-моему, это было красиво. Мы должны в стране и в театре сохранить человеческие, красивые отношения.
- Многие сейчас настаивают на том, что Ступка должен перед президентскими выборами занять политическую позицию, поддержать одного из кандидатов. Вы к этому готовы?
- Актер должен быть со зрителем - это самое главное. Говорят, когда пушки стреляют, музы молчат. Но сейчас нет стрельбы, театр продолжает работать. Я не считаю, что актер должен заниматься политикой, делать ставки на кандидатов. Когда пироги печет сапожник, а сапоги шьет пирожник, ничего хорошего не получается.
- Вы были министром культуры Украины. Вы надеетесь снова им стать, когда Украина выберет нового президента и создаст новое правительство?
- Я полтора года играл роль министра. Хотел создать новый тип чиновника и показать его Украине. Но для политики тоже нужен талант. По-моему, у меня его нет. В министры не хочу. У меня другие планы. Я встречался с Олегом Табаковым, договаривался, чтобы Театр имени Франко выступил на сцене МХАТа. Я беседовал с Галиной Волчек, она нас приглашает выступать у себя хоть месяц. Украинский национальный театр должен работать и не поддаваться на угрозы раскола - он очень похож на государство.