29.03.2005 00:00
    Поделиться

    "Турецкий гамбит" дискредитирует идею коммерческого искусства

    Была такая разновидность лохотрона: "Торговля по почте". Мошенники через рекламу предлагали заплатить, допустим, тысячу, а взамен обещали выслать почтой набор "необходимых для жизни вещей". Граждане платили и действительно получали посылку, где находили поношенные трусы, сломанные детские игрушки, средство от колорадского жука, книгу "Как выращивать кактусы" и несколько мячиков для тенниса. У доверчивых граждан и авторов идеи были разные представления о том, что является необходимым для жизни. Для мошенников это были деньги.

    Сегодня наших людей на такой дешевке не купишь. Нас уже не проведут ни устроители финансовых пирамид, ни создатели кастрюль-самоварок и прочих сапогов-скороходов, рекламирующие свои чудо-вещи в телемагазинах. Чтобы извлечь деньги из карманов граждан, приходится придумывать вещи поизощреннее. И авторы почтовых рассылок переключились на культуру.

    В прокат вышел новый коммерческий проект "Турецкий гамбит". Это уже не первый опыт подобного рода: вначале был "Ночной дозор", который принес его авторам солидную прибыль. В производство фильма было вложено 4,2 миллиона долларов, а получено от проката 15,7 миллиона. Многие из нас еще помнят Маркса, его "Капитал" и знаменитую фразу о том, что при 300 процентах прибыли нет такого преступления, на которое капиталист не рискнул бы хоть под страхом виселицы. А здесь как раз и есть почти триста. Так что решили продолжить.

    "Турецкий гамбит" выполняет роль мнимого выигрышного билета, которым уличные зазывалы завлекают прохожих, чтобы "срубить" с них побольше денег. Общее впечатление: это оживший комикс. Со всеми атрибутами этого нехитрого жанра: стандартные герои, трафаретные ситуации, плоский юмор, описательность, обилие действия и навороченный сюжет. И вместе с тем отсутствие новизны, оригинальности, художественного вкуса и попытки приблизиться к искусству.

    Главный злодей почти единолично решает судьбу войны. Главный герой невероятно живуч. В него и стреляют, и динамитом глушат неоднократно, и заваливают каменьями, и даже уносят ввысь на воздушном шаре. А он все живой назло врагам. В одиночку побеждает злодея и спасает Империю. Остальные характеры тоже столь примитивны, что для их обрисовки достаточно одного-двух слов. Вот бравый гусар. Вот строгий, но справедливый начальник. Вот красивая и смелая (война все-таки) дама. Мудрый полководец, простодушный жених, злобный турок, хитрый паша. Благородный и воспитанный русский царь, молча слушающий, как на него кричит его генерал (это уже из раздела "глупости", см. ниже).

    Персонажи напоминают кукол. Куда они пойдут, что скажут, как повернутся, как улыбнутся - все просчитывается заранее и нагоняет скуку. Ни в одном нет "изюминки". Нет проработки характеров - вместо этого упор на внешние эффекты. Вот нужно изобразить душевную симпатию, вспыхнувшую между главным героем и главной героиней. Как это делают в фильме? Несколько раз (именно несколько!) по щеке героини сбегает скупая женская слеза. Причем всегда одна и, кажется, из одного и того же глаза. Слеза на щеке, морщины на лбу - символ мысли, широко раскрытые глаза - знак удивления или испуг. Нам не играют, а передают информацию.

    Спецэффекты из разряда "дежа вю", ничего принципиально нового. Компьютерная графика не обманет вас сходством с действительностью - в некоторых местах она напоминает картины, писанные маслом. Закрепилась и мода изображать смерть человека как особо зрелищный спецэффект. Людей в фильме убивают 10 способами. Если я ошибся в подсчетах, то только в меньшую сторону.

    Сюжет "Гамбита" так же соответствует исторической достоверности, как хижина похожа на дворец. Понятно, что авторы делали не исторический фильм, а детектив. Но зачем тогда Борис Акунин в рекламном ролике Первого канала разъезжает по местам боев русско-турецкой войны? Ради повышения кассовых сборов, разумеется. Кстати, ролик получился интереснее самого фильма.

    Для людей, мало-мальски разбирающихся в искусстве, художественная несостоятельность картины очевидна. Но непритязательным зрителям фильм понравится. И они скажут, что вкус - дело субъективное. Но есть и объективный момент. В фильме столько глупостей, что их хватило бы на отдельный роман. Турок, не знавший русского языка в начале фильма, свободно разговаривает на нем в конце. Кандалы на ногах узников открываются одним движением пальца. Дама щеголяет по передовой в вечерних платьях, по ее словам, недавно утерянных. Но самый большой ляп - разговор казаков о городе Мурманске, который был основан через 40 лет после русско-турецкой войны.

    Таких несуразностей в фильме горы. В "черный ящик" фильма засовывали первое, что попадется под руку, - совсем так, как авторы почтовых рассылок. Посылка оплачена - билет уже куплен. И потребовать свои деньги назад зритель не может. Зачем заботиться о качестве продукта? Авторы проекта рассчитывают на зрителя-дурака, не способного ни ляпы заметить, ни в художественных достоинствах разобраться.

    Беда в том, что проекты типа "Турецкого гамбита" дискредитируют в целом здравую идею коммерческого искусства. Я не потому так резко пишу о них, что здесь культура слилась с деньгами, а потому, что культуры здесь нет, а есть только деньги. А народ не так глуп, как думают о нем авторы "Гамбита", и рано или поздно поймет, что под звуки рекламной канонады ему подсовывают "осетрину второй свежести". И начнет сторониться широко рекламируемых проектов.

    Но для кого-то такие шедевры могут стать образцом настоящего искусства. Ведь они освящены именами популярных актеров!

    В основе нашей культуры всегда лежали высокий профессионализм и совесть мастера - категории, которые теперь все чаще ставятся под сомнение. Именно совесть человека искусства - линия обороны в борьбе за отечественную культуру. Первая и последняя.

    Поделиться