Этот воскресный праздник с огромным удовольствием отмечают все - и верующие, и неверующие. Раскупают магазинные куличи и пасхи, красят яйца и приветствуют друг друга словами "Христос Воскресе". Об общественном значении Пасхи "РГ" рассказал известный богослов диакон Андрей Кураев.
Российская газета
На ваш взгляд, сегодня Пасха стала общественным праздником?
Андрей Кураев | Пасха всегда была общественным праздником. Даже в те времена, когда советское общество всячески старалось не замечать Пасху или, напротив, заметив, устроить комсомольскую анти-Пасху, все равно на семейном уровне она сохранялась. Причем сохранялась даже в тех семьях, где в храм не ходили, а все равно люди красили яйца, бабушка пекла пироги. К храму просто боялись подходить.
РГ | Как вам кажется, какое сегодня настроение вокруг этого праздника?
Кураев | В пасхальные дни меня всегда травмирует одна вещь - это вереница автобусов, которую мэрия отправляет на кладбище. На самом деле это ведь не православная традиция - в Пасху на кладбище ездить. И здесь получается странная вещь: Лужков, желая помочь церкви, в данном случае вредит. Люди начинают думать, что правильно встретить Пасху - значит съездить на кладбище, поэтому отсыпаются ночью и вместо того, чтобы утром быть в храме на пасхальной службе, занимаются утренними сборами, едут на кладбище и опять же мимо храма. Такая помощь, конечно, медвежья услуга. В церкви же поминальных заупокойных молитв в эти дни вплоть до вторника второй недели нет.
РГ | А как правильно праздновать Пасху?
Кураев | Для начала все-таки надо попоститься. Попробовать что-то изменить в себе в поисках Христа, потому что пост - это встреча с Христом. Не просто традиция посидеть за столом с поросенком, яйцами и куличом, а встреча с Христом. Где нет Христа, там не может быть Пасхи.
РГ | Как думаете, этот праздник может как-то задеть человека неверующего?
Кураев | Мне бы не хотелось, чтобы неверующие отмечали Пасху или Рождество. Потому что это профанация. Посмотрите, о чем говорят западные социологические опросы: огромный процент людей, и прежде всего детей, не знают, как ответить на вопрос: "Чье Рождество мы празднуем сегодня"? Так и здесь. Слава Богу, что у нас есть традиция приветствовать на Пасху "Христос Воскресе". Хоть какая-то память есть. Но опять же, если человек не верит, а делает это ради ритуала, то с моей точки зрения - это профанация.
РГ | Как вы будете праздновать Пасху?
Кураев | У меня будет довольно беспокойная ночь. Сначала я должен буду поехать в аэропорт, встретить самолет, который привезет Благодатный огонь из Иерусалима. Затем к полуночи довезти этот огонь до храма, раздать нашим прихожанам. Затем крестный ход, ночная служба часов до трех ночи. Потом будет возможность немножко разговеться, но очень важно, чтобы разговение не было обильным. Обратите внимание, что пасхальный стол не включает в себя мясо. Для человека, который действительно постился два месяца, такой переход может оказаться слишком травмирующим для организма. Поэтому обычно у церковных людей ночью бывает такое легкое разговение. Потом, конечно, нужно отоспаться, а проснувшись, можно готовить более серьезный стол.
РГ | Расскажите о своем ощущении этого праздника.
Кураев | В церкви в эти дни будет петься пасхальный канон, там есть выражение, которое очень соответствует и моему состоянию - "Пасху празднуем веселыми ногами". В древности действительно на Пасху плясали. И если вы посмотрите репортаж из храма Гроба Господня, то увидите, что арабская православная молодежь пляшет и в храме. Просто потому, что радуется вся душа и даже до той глубины, где она уже с телом соединяется.