Об уникальности церкви Спаса Нерукотворного местным жителям стало известно недавно. Хотя здесь, наверное, не найти ни одного местного, кто бы с детских лет не слышал и не видел сказочно красивые росписи храма. Многие вспоминают, что в семидесятые годы здесь еще оставался практически целым и невредимым иконостас. Сейчас не то. Церковь серьезно пострадала от времени и от людей.
Заинтересовался стенописью в храме местный староста Владимир Нелюбин. Он как человек, имеющий не последнее отношение к строительству (сейчас в Тутаеве руководит постройкой храма Новомученика Вениамина), обратился в департамент культуры. И сразу же специалисты, обследовав «вновь открытый» храм, хоть и разошлись в вопросах датировки и авторства росписей, заговорили об уникальности заброшенной церкви.
О чем сожалеют исследователи, так о чрезвычайно ветхом состоянии как росписей, так и стен, на которых они выполнены, – многие готовы были рухнуть прямо на глазах. Для воссоздания уже утраченных фрагментов зачастую приходилось прибегать к помощи компьютерных программ. А потому многие шедевры существуют лишь виртуально.
Все специалисты сошлись на том, что стенопись относится к XVII веку. По мнению профессора Академии художеств Валентина Шилова, выполнена она под руководством опытного знаменщика (руководителя бригады живописцев) в лучших традициях ярославской школы. Сам Валентин Сергеевич усмотрел руку выдающегося ярославского монументалиста Дмитрия Григорьевича Плеханова, работавшего со своей бригадой у ростовского митрополита Ионы в церкви Иоанна Богослова. Тому есть, по убеждению Шилова, и доказательства: сходство росписей этой церкви и ярославской – Дмитрия Солунского. «За» говорят и даты: известно, что в церкви Дмитрия Солунского, что в Ярославле, бригада Плеханова работала в 1686 году, у митрополита Ионы в Ростове – в 1683-м. А Спасская церковь в Заболотье предположительно была расписана как раз между этими событиями, в 1682 году.
Своя позиция у ярославского реставратора Владимира Сорокина. Он проанализировал росписи на компьютере – и те оказались сопоставимы с росписями «иконописца первой статьи» Севастьяна Дмитриева, на счету которого и работа в Архангельском соборе Московского Кремля.
Целый детектив вышел с датой строительства церкви. Узнать ее удалось… порывшись в мусоре. Дело в том, что некоторое время назад верующие, наводя порядок в храме, выгребли куски штукатурки, в том числе и с фрагментами росписи, на улицу. Где их и обнаружили реставраторы. Складывая на компьютере куски «мозаики», удалось найти дату – сентябрь 1682 года.
В любом случае, загадок у реставраторов еще предостаточно. Почему на стенах изображены новгородские святые, кто действительный автор росписей – на эти и другие вопросы еще предстоит им ответить. А пока церковь не торопится раскрывать тайны сторонним людям – вход в нее предусмотрительно закрыт железными дверями.