Воскресным вечером в своей подмосковной резиденции Ново-Огарево Владимир Путин провел отдельную встречу с Джорджем Бушем. "Мы будем иметь возможность принимать много гостей, но приезд президента США имеет особое значение", - заметил в начале встречи Путин. "Я предвкушаю возможность поработать с тобой по ряду вопросов", - ответил Буш. И поработал.
В отличие от февральской встречи в Братиславе, где президенты России и США сами подробно рассказали о своих переговорах по их завершении, на этот раз вместо итогов их разговора публике была показана феерическая сцена: президент России дал покататься президенту США на своем сверкающем хромированными деталями только что отреставрированном раритетном авто советского производства "ГАЗ-21". Этот эпизод российско-американского саммита, очевидно, был в первую очередь предназначен для заокеанского зрителя, которого у экрана телевизоров задержать значительно легче подобного рода шоу, чем любыми политологическими выводами.
Американцам продемонстрировали в лучшем для них виде, что в отношениях между США и Россией все хорошо. "Он дает мне уроки вождения", - шутил Буш, притормозив около телекамер после первого кружка по Ново-Огарево. "Нам понравилось, мы сделаем еще кружок", - заявил он после второго.
Российская публика больше привыкла видеть своего президента в рабочем кабинете напротив собеседника. И эту часть программы Джордж Буш отработал на совесть. Кабинет Владимира Путина он изучил в мельчайших деталях. На ощупь проверил и большой стол для совещаний, и маленький - для отдельных встреч с министрами. Не смог Буш удержаться и от того, чтобы не дотронуться до письменных приборов из малахита на столе президента РФ. Но больше всего времени он провел у висевшей на стане большой карты Российской Федерации. Достаточно быстро Буш обнаружил на ней местоположение Москвы. Путин же решил обратить внимание своего друга на другие географические районы, которые в действительности должны были быть президенту США хорошо знакомы, так как именно там в последние годы американская дипломатия действует наиболее агрессивно. Первым делом президент РФ указал на Кавказ (из российской столицы Джоржд Буш отправится в Грузию). Затем показал на страны Средней Азии. И, наконец, перевел взгляд американского президента на Дальний Восток, где с Россией непосредственно граничит Северная Корея.
Часть тем для переговоров, таким образом, была обозначена, и президенты предпочли уединиться. "Между ними существуют превосходные отношения. Они говорят то, что думают, то, что имеют в виду, и делают то, что говорят", - делилась своими впечатлениями после завершения переговоров госсекретарь США Кондолиза Райс. А думали и говорили два президента вот что.
Свои акценты в предстоящей встрече с Владимиром Путиным Джордж Буш расставил значительно раньше. В программу европейского турне американского президента были включены не только Москва, но и Рига (до визита в российскую столицу), а также Тбилиси. Кроме того, Райс неоднократно подчеркивала, что в ходе российско-американского саммита Буш непременно поговорит с Путиным о развитии демократии в России.
Владимир Путин также был готов к разговору о демократических ценностях, но, в первую очередь, не в России, у которой, по убеждению президента РФ, свой путь развития, повлиять на который другие государства могут лишь в виде замечаний в дружеской форме, а в Прибалтике, где русскоязычное население продолжает оставаться политическим изгоем. Предвкушая разговор с Владимиром Путиным на эту тему, в Риге Джордж Буш поднял вопрос о защите интересов национальных меньшинств, под которыми подразумевались именно русские. Большего от Буша в Москве и не ждали. Правда, чуть позже президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга заявила, что ничего подобного она от американского коллеги не слышала. За уточнениями в Ново-Огарево к Райс обратился глава МИД России Сергей Лавров: "Когда я узнал о заявлении президента Латвии, то подумал, может, речь президента Буша в Риге, которую мы читали, не была произнесена, и перепроверил у госсекретаря США. Она меня заверила, что это была именно та речь".
Не менее вызывающе, чем латвийское руководство, очевидно, в предвкушении личной встречи с Бушем, ведет себя и президент Грузии Михаил Саакашвили. Он демонстративно отказался приезжать в Москву на празднование Победы, сославшись на отсутствие прогресса в договоренностях между Тбилиси и Москвой по выводу российских войск из его страны. Впрочем, и тут президент США дал понять, во всяком случае, публично, что не разделяет ультимативных заявлений Саакашвили в адрес Кремля. В интервью грузинским СМИ он сообщил, что Вашингтон призывает Тбилиси конструктивно сотрудничать с Россией: "Надеюсь на то, что и Россия видит необходимость мирного урегулирования этих конфликтов в восстановления территориального единства Грузии". Не трудно предположить, что в Ново-Огарево за закрытыми дверьми Буш фактически повторил Путину эту свою позицию.
По остальным темам российско-американского саммита стороны фактически подтвердили ранее достигнутые договоренности. "Мы согласовали наши позиции в том, что касается необходимости содействия Палестине и развития ее силовой составляющей", - сообщила Райс. За две недели до московской встречи Владимир Путин впервые побывал с визитом на Ближнем Востоке. Причем остановки было три: в Египте, Израиле и Палестине. Если в первых двух странах президент РФ в основном слушал позиции их лидеров по проблеме ближневосточного урегулирования, то на встрече с главой Палестины Махмудом Аббасом он выступил с конкретными предложениями - Россия поставит палестинцам необходимую технику (прежде всего вертолеты) и обучит сотрудников полиции и спецслужб для более эффективной борьбы с местными экстремистами. В Ново-Огарево Джорд Буш согласился с такого рода участием России в ближневосточном урегулировании и дал вместе с Владимиром Путиным конкретные инструкции участникам состоявшейся вчера в Москве встречи "четверки" посредников на уровне министров иностранных дел. "В настоящее время появился шанс выйти на нормализацию палестино-израильских отношений, которым надо воспользоваться", - уточнили в Кремле.
В ходе беседы Владимира Путина с Джорджем Бушем несомненно затрагивалась и недавно появившаяся тема ареста в Швейцарии бывшего министра РФ по атомной энергии Евгения Адамова по запросу властей США. Несмотря на то, что данные, которыми оперируют в своих обвинительных заявлениях сотрудники американского правосудия, в России были обнародованы еще три года назад, за океаном ими заинтересовались только непосредственно перед визитом Буша в Москву. Правда, именно сейчас Америка добивается от России предоставления права ее наблюдателям проводить инспекции на российских ядерных объектах. Что же именно сказали по этому поводу друг другу два президента, однако, так и не стало известно. Ни Лавров, ни Райс об этом по окончании встречи не рассказали журналистам.
Целых 35 минут (на 10 минут дольше запланированного) говорил в Москве Джордж Буш, как он этого и хотел, о развитии демократии в России. Правда, не вечером 8 мая в Ново-Огарево (хотя, наверное, и там тоже поднималась эта тема), а уже 9 мая после Парада Победы с 18 представителями общественных организаций. По рассказам очевидцев этой встречи, президент США опять много шутил и смеялся. Хотя вряд ли российские правозащитники рассказывали ему забавные истории.