Напомним, что 1 мая власти решили вернуться к практике сертификации зерна, идущего на экспорт. Чиновники разослали таможенникам телефонограммы с запретом пропускать через границу зерно без сертификации. Поскольку Росгосхлебинспекцию ликвидировали, дело поручили новому ведомству - Федеральному центру оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. Но телефонограмма достигла таможенников 6 мая, бизнес же узнал о ней через неделю, а Федеральный центр, как выяснилось, оказался не готов к свалившейся на него миссии. Предполагается, что только через три месяца центр начнет аккредитацию частных фирм, которые имеют право проводить сертификацию. А пока он взял эту задачу на себя. Зря, поскольку в новой структуре не оказалось ни печатей, ни даже бланков самих сертификатов. Не сыскалось их и в Москве. Так что, похоже, даже через неделю после телефонограммы всех этих атрибутов бюрократии просто не существовало в природе.
Экспортеры мгновенно попали на деньги. Каждое судно, стоящее в порту, съедает в день около 2 тысяч долларов, а общие убытки одной крупной компании, по словам ее сотрудников, составили 25 тысяч долларов в сутки (за простой пяти кораблей). Общий ущерб всех компаний может приблизиться к полумиллиону долларов.
Надо признать, что чиновники отреагировали быстро. Вчера в Россельхознадзоре заявили, что в регионы направлено 10 специалистов, а сегодня к ним присоединятся еще 7 коллег. Остается надеяться, что вся эта армия вооружена печатями и бланками. По словам руководителя ведомства Сергея Данкверта, "мы будем следить за ситуацией, и, если понадобится, число специалистов будет увеличено". Столь быстрая реакция объясняется не только известными лоббистскими качествами зерновиков. Аграрные чиновники испугались, что экспортеры будут вынуждены продавать зерно в России. Это привело бы к еще более резкому обвалу цен, хотя и без того дешевое зерно, как и отсутствие товарных интервенций со стороны государства (ее тоже потопили бюрократы), поставило под удар виды на урожай. Аграрии просто потеряли мотивацию сеять, ведь если твой продукт слишком дешев, нет смысла его производить. Если бы экспортные 10 миллионов тонн обрушились на рынок, аграрии не стали бы убирать засеянное, а список предприятий-банкротов, которые публикует "РГ" по субботам и где фигурируют в основном сельхозпредприятия, пришлось бы издавать отдельным томом.
Таким образом, нынешняя ситуация стала продолжением истории о ликвидации в ходе административной реформы Росхлебинспекции. Хотя эксперты предупреждали, что в стране некому контролировать качество зерна и хлеба (при том, что болезни зерна, от которых еще в 1920-е годы вымирали целые деревни, никто не отменял). Тем временем и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев не раз заявлял, что инспекцию нужно восстановить. Теперь, очевидно, уже не восстановят. А как скоро отладится новый механизм и насколько он будет лучше - поглядим.