В качестве основной экспозиции два нижегородских художника, муж и жена Сергей Проворов и Галина Мызникова, представят аэрозвуковую инсталляцию "Идиотский ветер". Это сложный аэродинамический проект, в создании которого участвовал даже соответствующий нижегородский профессор. А суть проекта в том, что вошедший в павильон зритель попадет в сильный воздушный поток, в котором, по уверению авторов, нельзя пребывать более двух минут без серьезных последствий для здоровья. Но даже за более короткий период дамам будет обеспечена испорченная прическа и ненормативно задранный подол юбки. Что должно доказать идею опасности современного искусства в области коммуникации со зрителем.
Инсталляция, по словам кураторов российского павильона, Любови Сапрыкиной из нижегородского филиала ГЦСИ и Ольги Лопуховой, директора московской "АРТСтрелки", весьма сложна, дорого стоит, и уже сейчас ведутся технические работы в Венеции. Ладно.
Потом зритель, выскакивая из "Идиотского ветра", оказывается внутри интерактивной видеоинсталляции "Слишком долго, чтобы убежать". Ее сделали четыре московских художника из "Программы Escape". Заключается она в том, что на экране по снежному полю бредут четыре фигуры в красных куртках - по направлению к зрителю. Чем больше зрителей в помещении (их сосчитают специальными датчиками), тем быстрее надвигаются на них фигуры художников. Чем меньше зрителей - тем медленнее. При этом должен быть еще какой-то сюрприз, о котором они отказались рассказать заранее. Можно, конечно, поехать в Венецию, чтобы узнать. А можно не ехать. То, что композиция навеяна работой Казимира Малевича "Красная конница", можно считать притянутой за уши (или за копыта) интерпретацией.
Да, вот еще. В церемонии открытия павильона 10 июня примет участие широко известная в узких кругах ценителей актуального искусства группа "Синие носы" (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров), которые вообще-то выставляются в основной международной экспозиции в Арсенале (вместе с Олегом Куликом), а на открытие зайдут со своим перформансом "Салют". Действо состоит в том, что художники станут выпускать из широких штанов мощный фейерверк, вступая при этом между собой в клоунский диалог.
Да, граждане, это вот и есть актуальное искусство, столь непривычное для подавляющего числа непросвещенной российской публики. Про Венецианское биеннале все слышали, а вот что там внутри, представляют с трудом. Может, оно и к лучшему.
Самое время сказать, что финансируется российский павильон из бюджета всего лишь на четверть необходимого (1,5 миллиона рублей). Три четверти из нужных 200 тысяч долларов добавлены из фонда доброго американского дядюшки (не того, о котором вы подумали). По мелочи (около 20 тысяч долларов) - на поездку в Венецию специальных журналистов для освещения события - добавили остальные доброхоты.
При этом на пресс-конференции, посвященной открытию павильона России на 51-й Венецианской биеннале, было твердо заявлено, что Федеральное агентство по культуре и кинематографии отвечает только за программу в павильоне, но отнюдь не за сам павильон, который постепенно приходит в руинированное состояние. Ответственность за поехавшую на павильоне крышу возложили, как водится, на спор хозяйствующих чиновников по поводу того, кому принадлежит столь лакомый кусочек венецианской территории. Пока МИД и администрация президента выясняют, кому передать права на павильон, российское актуальное искусство изо всех сил и фантазий пытается не ударить лицом в грязь перед мировым художественным сообществом.
Конечно, сегодня российскому зрителю многое может показаться там диким и странным даже в приблизительном описании. Ну да не все они, к счастью, и доберутся до биеннале в Венеции. И потом, вспомните русскую историю. Чуждые культурные формы всегда приходили на Русь в качестве чего-то дикого, непонятного. Однако потом мы наполняли все эти формы таким исконным своим содержанием, что весь прочий мир за голову хватался. Небось, и в этот раз будет та же история. Надо только подождать до сотого Венецианского биеннале.