Чуть больше недели остается до открытия XXVII Московского международного кинофестиваля. В его конкурсе 17 фильмов из Австрии, Болгарии, Венгрии, Греции, Дании, Ирана, Испании, Италии, Македонии, США, Узбекистана, Финляндии, Франции, Чехии, Чили и Швеции.
О том, что мы увидим, в интервью "РГ" рассказал директор программ ММКФ Кирилл Разлогов.
Российская газета | Фестивали впервые работают по новому регламенту: разрешено брать в конкурс фильмы, уже "засвеченные" на других фестивалях. Это облегчило жизнь?
Кирилл Разлогов | Предполагалось, что новые правила облегчат жизнь директорам фестивалей. Но все произошло с точностью до наоборот. Естественно, нет такого безумца, который осмелился бы взять каннский конкурс и перенести его к себе. Хотя это было бы пикантно. Но конкуренция усилилась. Большие фестивали показывают только премьеры - премьерность стала главным критерием их качества. За премьеры - борьба. Фильмы "зависали", пока Канн или Венеция сообщат свое решение, и для других фестивалей были недоступны. Но премьеры бывают разные: мировая (когда фильм показывают вообще впервые), международная (когда фильм впервые идет за пределами родной страны)... На открытии ММКФ покажет итальянскую картину Джузеппе Пиччони "Желанная жизнь". Она уже была в берлинской "Панораме", и по старым правилам мы не могли ее взять. Но по правилам новым - можем: это совместное производство Италии и Германии, и показ в Берлине можно приравнять к национальной премьере. А международная состоится у нас. Так у нас появилось некоторое количество мировых, международных и европейских премьер.
РГ | Какие из фильмов вы считаете особенно достойными внимания?
Разлогов | Будет европейская премьера "Дорогой Венди" Томаса Винтерберга по сценарию Ларса фон Триера, которую пока видели только в Дании и на фестивале в Санденсе. На мой взгляд, эта картина более удачна, чем "Мардерлей" фон Триера, показанная в каннском конкурсе. Конкуренцию между фестивалями хорошо иллюстрирует история с чилийским фильмом "Последняя луна" Мигеля Литтина. Мы его уже поставили в конкурс, когда узнали, что он значится и в конкурсе Карловарского фестиваля - так решил продюсер. Что делать - вынули картину из конкурса, и тут вдруг звонит режиссер: он предпочитает Московский фестиваль. И вынимать фильм из конкурса пришлось уже Карловарскому фестивалю. Это все доказывает, что решение об участии в фестивале принимает не фестиваль, а продюсер. Именно это не всегда понимают журналисты.
РГ | Есть фильмы, способные вызвать шум в публике и в прессе?
Разлогов | В программе "Азиатский экстрим" есть картины достаточно жесткие. А в конкурсе "Перспектива" - российская картина "Пыль" Сергея Лобана. Лобан не из кино - он интернет-художник. Картина интересная, хоть и несет на себе отпечаток неофита. Но я не удивлюсь, если критики назовут ее худшей на фестивале.
РГ | Как складывается концепция фестиваля?
Разлогов | В прошлом году доминантой была тема взаимосвязи искусств. Теперь стихийно вышло так, что ведущая тема - культурное многообразие. Говорят, глобальная культура уничтожает национальную. Но это не так - она стимулирует локальные культуры и ими питается. И эту тему наша программа довольно полно отражает. "Русская панорама", продолжающая базовые традиции кино, будет уравновешена "Российской альтернативой", частично взятой из провокационной программы Роттердамского фестиваля. Будет документальная программа "Крепость Европа" - фильмы, которые рассматривают проблему расширения Европы на Восток. Программа "Русский след" - картины, так или иначе связанные с Россией. Одну из таких картин мы покажем на закрытии - "Матрешки" (Russian Dolls), хотя прокатчики ее обозвали "Красотки". Европейская по идеологии картина с большим количеством русских актеров. Интересны три программы, связанные с 60-летием Победы. Госфильмофонд подготовил "Премьеры военных лет", совершенно иной будет программа "Вторая мировая - взгляд из XXI века", составленная из картин 2005 года, в основном немецких. И наконец, ретроспектива самого крупного режиссера Восточной Германии Конрада Вольфа. Очень любопытна ретроспектива француза Робера Гедигяна, которого у него на родине считают представителем средиземноморской культуры (он родом из Марселя), с другой стороны, он армянин и не забывает свои корни. Мы показываем все его картины, включая фильм "Прохожий с Марсова поля" о последних днях Франсуа Миттерана.
РГ | Каких гостей ждет фестиваль?
Разлогов | Приезжают Анни Жирардо и Жанна Моро. Первая представит фильм Михаэля Ханеке "Скрытое", вторая - ленту Франсуа Озона "Время прощания". В программе "Гала-премьеры" покажут также "Дитя" братьев Дарденнов, "Переводчицу" Сидни Поллака, "Последние дни" Гаса Ван Сэнта, "Мандерлей" Ларса фон Триера... Я всегда был против приезда звезд в качестве гастролеров - они отвлекают от кино. В этом году их, слава богу, не будет. Только участники и создатели фестивальных фильмов.
РГ | Кто в этом году получит почетный приз за вклад в киноискусство?
Разлогов | Венгерский режиссер Иштван Сабо.