Пока ясно одно: на юге Подмосковья взорвали пассажирский поезд, где ехали более 300 человек. Локомотив и первый вагон сошли с рельсов, но устояли. Последующие пять вагонов опрокинулись, однако не перевернулись, удержавшись на бетонных столбах электропередачи. Дорожное полотно на колее сильно повреждено. Хвостовую часть состава, оставшуюся на рельсах, отбуксировали на ближайшую станцию. После этого подняли на рельсы опрокинувшиеся вагоны. Пока шли ремонтные работы, поезда в Павелецком направлении двигались по обходным маршрутам. Последствия аварии были ликвидированы ночью, в 00.20.
Родственники, встречавшие на Павелецком вокзале поезд из Грозного, услышали лишь официальное сообщение по громкоговорителю - прибытие поезда задерживается. Поэтому поначалу паники среди людей не было, о взрыве никто не слышал. Потом на вокзале началась суета. Подъехали машины "скорой помощи", врачи заранее приготовили носилки. Среди встречавших пронесся слух о взрыве - кто-то выяснил у врачей, кому-то позвонили на мобильный. Поэтому, когда состав прибыл на станцию, пронесся общий вздох облегчения. Впрочем, сразу обняться с пассажирами злополучного поезда не удалось. Всех их провели по коридору, организованному милиционерами, на второй этаж, в зал ожидания. Здесь их ждали следователи и врачи, работала бригада психологов Всероссийского центра медицины катастроф "Защита". Некоторым людям делали уколы, другим давали успокоительное. Там же была организована раздача бутербродов и прохладительных напитков. Дежурный милиционер сообщил корреспонденту "РГ", что работа была организована с учетом интересов пассажиров - первыми опрашивали родителей с детьми, стариков и инвалидов, а также тех, кто следовал через Москву транзитом. После разговора со следователями пассажиры вышли к встречавшим.
По официальной версии, озвученной в день теракта представителями ФСБ России, бомба мощностью 3 кг тротила сбросила с рельсов несколько вагонов и локомотив. Жертв нет.
В больницы увезли 8 пассажиров, а 70 с лишним потребовалась помощь психологов.
Кто-то обварился горячим чаем, кто-то получил вывихи и ушибы. Можно сказать, что потери минимальные, если не учитывать поврежденного состава и испорченных выходных большому количеству людей от самих пассажиров и железнодорожников, до спасателей, оперативников и врачей.
Вчера никаких официальных уточнений по взрыву от представителей Центра общественных связей ФСБ не поступало. На наш телефонный звонок на Лубянке лишь ответили, что уголовное дело ведет прокуратура, а их ведомству и МВД розданы различные поручения, которые выполняются. Ни о каких задержанных или подозреваемых речь пока не идет, и вряд ли вообще что-то будет более ясным в течение следующих десяти дней, пока идет предварительное следствие: мол, следственную тайну никто не отменял. Правоохранительные органы понять можно: с одной стороны, им не хотелось бы давать непроверенную информацию, а с другой - утечка оперативной информации играет только на руку преступникам.
Тем не менее журналисты своими силами выяснили, что машинист поезда Грозный-Москва якобы видел двух неизвестных, чье поведение ему показалось странным. В чем была странность поведения подозрительных мужчин, машинист не уточнил.
Не все ясно и с количеством взрывчатки, с помощью которой был взорван поезд. Сначала официальные лица, побывавшие на месте происшествия, вообще говорили о том, что теракта не было. Поначалу правоохранительные органы даже настаивали на некриминальной версии аварии. Высказывалась версия, что причиной схода поезда с рельсов стала расцепка вагонов. Даже вице-губернатор области Алексей Пантелеев сказал, что "на первый взгляд, можно сказать, что причиной инцидента стала технологическая авария, в результате которой была нарушена сцепка между локомотивом и составом".
Эту же версию поначалу высказали в главном управлении МЧС России по Московской области. И даже машинист поезда после происшествия заявил, что поезд встряхнуло, однако пассажиры и машинисты сильного взрыва не слышали.
Потом прибывшие на место событий взрывотехники ФСБ обнаружили воронку и тянущиеся от места предполагаемого взрыва провода. Как вывороченные рельсы и воронку никто не увидел до них, остается по меньшей мере странным.
Много непонятного и с заявлением о мощности взрыва. И хотя в ФСБ заявляют, что мощность в три килограмма тротила - лишь предварительные оценки, сделанные по диаметру и глубине воронки, непонятно, как можно было не услышать и не увидеть такой взрыв из поезда.
Даже не специалисты, а просто люди, прошедшие срочную службу в армии, знают, как взрывается даже обычная граната РГД-5, начиненная всего 110 граммами тротила. Согласно справочнику Б. Прибылова "Ручные гранаты" стотонный тепловоз она, конечно, на клочки не разорвет, но столб пыли, осколков и грунта должен быть весьма заметный, а звук такой, что перепонки если и не лопнут, то зазвенят. А что говорить о трех килограммах тротила! Кто близко - контузия. Учитывая, что скорость поезда в тот момент, как заявил машинист, была всего пять километров, а шумовой фон в выходной день в семь утра, как правило, минимальный, трели соловьев в ветвях слышны, то вообще странно, что взрыва почти никто не слышал.
На перегоне Узуново - Богатищево "поезд как будто дернулся, после чего машинисты включили экстренное торможение", сообщил один из машинистов состава. "Взрыва я не слышал, хотя, возможно, был негромкий хлопок", - сказал другой собеседник. Одна из дачниц, показанная накануне в теленовостях, которая в момент происшествия была поблизости и поливала цветы, сообщила, что, когда поезд сошел с рельсов, вообще была нереальная тишина.
Пассажиры поезда Грозный - Москва также не слышали взрыва. Об этом в воскресенье на Павелецком вокзале столицы заявила журналистам одна из пассажирок поезда Айшат Хаджиева. По ее словам, "поезд резко остановился, и у нас упали со стола тарелки. Нам сказали, что поезд сошел с рельсов, и мы начали выносить свои вещи из вагона". Вместе с тем она сообщила, что "звука какого-либо взрыва слышно не было".
- Никакого взрыва мы не слышали, - рассказывает Наиль Халипов. - Поезд дернулся и остановился. Постояли какое-то время, потом мы стали выходить, чтобы посмотреть, что случилось. Кто-то мне сказал, что поезд сошел с рельсов, потому что шпалы старые. Но никакой паники не было, все спокойно было совершенно.
Все эти свидетельства довольно плохо сочетаются с заявлениями правоохранительных органов. Например, на специальной пресс-конференции по случаю теракта прозвучало заявление, что о силе взрыва говорит такой факт: часть рельса нашли за 200 метров от полотна.
Странно и то, что предполагаемые террористы выбрали столь неудачное место засады в том месте, где дорога делает изгиб и поезд всегда еле движется. На самом деле, как сказали наши источники в спецслужбах, пустить поезд под откос можно простым железным костылем, положенным на рельсы на скоростном участке пути. Наши собеседники обратили внимание и на то, что террористы взорвали поезд Грозный-Москва, как будто специально хотели привлечь внимание именно к "чеченскому следу", хотя если уж и взрывать чеченский поезд, то лучше это делать где-нибудь на юге страны, чтобы взрывчатку далеко не везти, а не в Подмосковье. Кстати, статистика с предыдущими терактами электричек в Ессентуках, Кисловодске и Минеральных Водах, где прослеживался след чеченских террористов, полностью подтверждает эту логику.
И как опять же на основе первых умозаключений поведали нам наши аналитики, близкие к спецслужбам, по почерку подмосковный теракт могли совершить абсолютные непрофессионалы.
Как ни странно, подобный теракт совсем недавно попытались совершить в Нижнем Новгороде. Довольно быстро выяснилось, что террористами там оказались школьники старших классов. Они собрали взрывное устройство по инструкциям, найденным в Интернете. Сейчас они арестованы, а их компьютер тщательно изучают сотрудники правоохранительных органов.
Пока никто не исключает, что и в случае с поездом Грозный-Москва кто-то сработал под чеченских террористов. Правоохранительные органы знают, что экстремистских организаций, способных на такие художества, в России хватает, а испортить праздник День России - им за счастье.
Кстати
О поводе для теракта. Вчера на сайте чеченских сепаратистов появилась версия от Ахмеда Закаева. Лондонский беглец в своей привычной манере заявил, что взрыв поезда устроили российские спецслужбы, приурочив его к визиту в Москву английского премьера Тони Блэра. Мол, надо было придать больший вес позиции Москвы о двойных стандартах в отношении террористов. Впрочем, ничего удивительного тут нет - там же, в Лондоне, обитают авторы книги "ФСБ взрывает Россию".