Хотя процесс заканчивался громкий, дополнительной охраны не было. Журналистов пропустили сначала в вестибюль под стеклянной крышей-колпаком, проверив перед этим документы и предложив пройти через металлодетекторную раму. Затем проводили к лифту и ...спустили на четвертый этаж. На минусовой отметке в Верховном суде расположен большой современный зал заседаний с высоким потолком и пятью входами. Интерьер - скромный и достаточно строгий. Для федеральных судей сделан достаточно высокий подиум. Слева от трибуны, где приносится присяга говорить правду и только правду, устроена обычная сборная металлическая клетка. Но вчера она осталась пустой, потому что подсудимые были без конвоя - до приговора они жили под подпиской о невыезде.
Бывшие судьи Нина Ивченко и Нина Мишина прошли к отведенному месту, отворачиваясь от замелькавших блицев фотоаппаратов. Бывший судья Бутырского суда Василий Савелюк, одетый с иголочки и аккуратно подстриженный, улыбался и делал вид, что не его судят, а он - главный на процессе.
Впервые довелось увидеть, что телеоператоры и фоторепортеры свободно перемещались по залу. Правда, до тех пор, пока Ивченко жестами не попросила оградить ее от назойливости журналистов.
Когда вошли судьи, всем предложили встать. После оглашения первых абзацев приговора, в связи с тем, что это довольно объемный документ, председательствующий разрешил всем присутствующим слушать его сидя. Так вчера заканчивалось скандальное дело, которое тянулось несколько лет. Мошенники подделывали завещания умерших стариков и присваивали их квартиры. Не одну или две, а больше сотен столичных квартир эти махинаторы, по сути, выкрали у законного наследника - государства. В то, что это уголовное дело сможет завершиться обвинительным приговором, вообще мало кто верил. Еще бы, ведь в масштабных аферах обвинялись три судьи из двух московских судов.
Как утверждают следователи, эта неприглядная история началась еще в середине 90-х. Идея уводить у государства жилье пришла в голову некому гражданину Алексею Евстафьеву. Себе в помощники он подобрал еще нескольких активных граждан. Как работала команда? Собиралась информация о жилье, которое освобожалось за смертью хозяев. Обнаружив родных умершего, мошенники фальсифицировали документы в их пользу. Это были либо завещания, либо решения судов в пользу наследников. Нужно ли говорить, что новоиспеченные наследники про свалившееся с неба богатство ничего не ведали. Жилье сразу после этого переставало быть "ничейным", и очередники на него претендовать не имели права.
Проворачивать такую многоходовую аферу без помощи и поддержки настоящих судей было бы просто нереально. И такие судьи нашлись - Ивченко, Савелюк и Мишина. Чем занимались судьи в этой веселой компании? Втихую, не ставя в известность московские власти, что у них освободилась жилплощадь, они единолично выносили решения о признании права на квартиры либо липовых родственников, либо просто мошенников. Общая сумма судейского беспредела - 5 миллионов долларов. Именно в такие бешеные деньги оценены квартиры, которые не получил город. Потерпевшим по этому уголовному делу признан Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы.
Красиво задуманная схема присвоения квартир работала около пяти лет. Потом произошло то, что и должно было случиться. В 2000 году главу аферистов господина Евстафьева взяли. Следствие шло очень тяжело. И только в прошлом году, фактически спустя почти четыре года, Московский городской суд признал его и еще троих поддельников - Александра Клюса, Анатолия Вака и Людмилу Яроцкую - виновными в совершении преступления. Сроки они получили - от 9 до 12 лет в колониях.
После них наступила очередь судей, по сути, ключевого звена аферы, без которых махинаци были бы невозможны. Их следствие обвинило сразу по четырем статьям уголовного кодекса - "Мошенничество", "Служебный подлог", "Вынесение неправосудных решений", а четвертая статья оказалась одной из самых тяжелых в нашем законе - 210-я. Эта статья говорит об "участии в преступном сообществе". Срок наказания по ней - от 10 и до 20 лет, либо с конфискацией имущества, либо без нее.
На скамью подсудимых обвиняемые сели сразу в Верховном суде, что говорит об особом статусе процесса. Верховный суд разбирает по первой инстанции только наиболее значимые и опасные дела. Начался процесс около года газад. Из трех подсудимых только Нина Ивченко признала себя виновной, правда, частично. За ней "числятся" 64 квартиры. Бывшие судьи - Василий Савелюк и Нина Мишина виновными себя ни на следствии, ни на суде не признали. За первым тянется хвост из 80 незаконных актов по жилью, а за второй - всего из пяти.
На процессе государственный обвинитель попросил суд дать всем троим большие сроки лишения свободы: для Ивченко - 15 лет в колонии общего режима, для Мишиной - 12 лет. Прокурор предложил посадить Савелюка на 12 с половиной лет, но в колонию строгого режима.
Отдельно стоит больной и пока не разрешенный вопрос о сотни новых владельцев этих криминальных квартир. Они не знали, как были "добыты" их квадратные метры. И теперь, после приговора, они обязаны освободить квартиры. Естественно, деньги, потраченные на столь дорогую покупку, им не вернут. По закону все выглядит так - пострадавшие жильцы, конечно, могут предъявить мошенникам иски на потерянные деньги. И суд пойдет им навстречу. Но реальных денег они, скорее всего, так и не увидят, ведь в зоне осужденные вряд ли будут зарабатывать столько, чтобы выплатить миллионы долларов. Весь приговор будет оглашен в течение нескольких дней.