Вместе с губернатором погибли его водитель Иван Зуев и охранник Александр Устинов. Жена Евдокимова Галина доставлена в барнаульскую больницу вертолетом - как утверждают медики, ее жизни ничто не угрожает.
Экипаж сопровождения ГИБДД рядом с машиной губернатора отсутствовал, как, впрочем, и проблесковые маячки на "мерседесе". Михаил Евдокимов, как известно жителям края, предпочитал быструю езду: "мерседес-500" с госномером "О 100 ОО", который ему достался в наследство от предыдущего руководителя края, двигался по трассе со скоростью примерно 200 километров в час. Губернатор выехал из родного села Верх-Обское в село Полковниково - там должны были состояться праздничные мероприятия, посвященные 70-летию космонавта Германа Титова. Трагедия произошла в 15 километрах от села Зональное, на перекрестке трассы. Около 11 утра по местному времени водитель Иван Зуев перед поворотом на село Плешково начал обгонять "тойоту спринтер". Однако "тойота" на перекрестке повернула налево, и, чтобы избежать столкновения, водитель губернатора вынужден был также резко вывернуть руль. В результате "мерседес", задев "тойоту" по касательной, вылетел в кювет на огромной скорости (как утверждают очевидцы, он около 20 метров летел над обочиной, даже не примяв траву) и врезался моторным отсеком в старую березу. По периметру машины сработали подушки безопасности, однако от мощного удара их разорвало.
Водитель и телохранитель (семь командировок в Чечню, отец трехмесячного сына), сидевшие впереди, погибли на месте. Сразу скончался и Михаил Евдокимов - как установили впоследствии, у него были сломаны шейные позвонки. В живых осталась только Галина Евдокимова, сидевшая за водителем, - у нее переломы обеих ног.
Михаила Евдокимова еще не успели похоронить, а его гибель уже обросла скандальными подробностями. Средоточие конфликта - решение начальника ГУВД Алтайского края Владимира Валькова, который лишил губернатора машин сопровождения ГИБДД.
Вчера первый вице-губернатор края Михаил Козлов сообщил "РГ", что правовую оценку действиям Валькова будет давать прокуратура.
По словам Михаила Козлова, 28 июля нынешнего года Владимир Вальков лично отказал Михаилу Евдокимову в сопровождении ГИБДД. И можно предположить, что отсутствие милицейского прикрытия на дороге стало одной из причин аварийной ситуации.
- Это решение ничем не мотивировано - у нас не было задолженности перед ГУВД, а две машины, которые предназначались для сопровождения, были куплены на средства краевой администрации, - заявил Михаил Козлов. - Предполагаю, что речь идет о личной неприязни, которую Владимир Вальков испытывал к Михаилу Евдокимову. Михаил Сергеевич очень беспокоился из-за этого отказа, мы пытались как-то воздействовать на Владимира Валькова, вели переговоры, но он оставался непреклонен, никак не объясняя свою позицию.
Михаил Козлов отказался официально комментировать причину конфликта, однако дал понять, что ему известно о его подоплеке. При этом в крае активно обсуждают такую версию "непреклонности" главного краевого милиционера: якобы Евдокимов отказался заступаться за Валькова в Москве, когда у того возникли серьезные неприятности на службе. Предположительно ответным ходом милиционера стал отказ ГИБДД сопровождать губернатора в поездках. "Прокуратура в данный момент выясняет, насколько обоснованным было это решение, есть ли связь с ДТП, и должен ли Вальков нести за это ответственность", - подчеркнул Михаил Козлов.
Краевая милиция никак не комментирует это заявление, сам Владимир Вальков находится в отпуске. Однако сотрудники ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу уже отреагировали на реплики Михаила Козлова. И. о. начальника управления Анатолий Варнавский также апеллирует к прокуратуре: по его словам, правовую оценку заявления Михаила Козлова необходимо дать в рамках расследования уголовного дела, которое было возбуждено по факту аварии. В ГУ МВД считают, что Михаил Козлов не имел права делать какие-то выводы о том, повлияло ли снятие сопровождения на возможность автокатастрофы или нет. "Это непозволительные инсинуации", - считают в правоохранительных органах.
Кроме того, начальник отдела общественных связей ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу Сергей Еременко пояснил "РГ", что машины сопровождения губернатору Алтайского края в принципе не полагаются. Существует Федеральный закон "О государственной охране", где определен перечень лиц, кому в обязательном порядке предоставляется сопровождение. Губернаторы в этот перечень не входят, и им выделяется охрана только по отдельному распоряжению президента РФ. Михаил Евдокимов такого распоряжения не получил. Поэтому начальник краевого ГУВД, отказав ему в сопровождении, не нарушил никаких законов, считают в ГУ МВД России.
Таким образом, возникает вопрос: неужели безопасность главы региона зависит исключительно от настроения местной милиции? Похоже на то. В ГИБДД Новосибирской области "РГ" объяснили, что существует приказ МВД, разрешающий предоставлять машины сопровождения губернаторам на основании поданных в департамент МВД заявок. Однако приказ только "разрешающий", но не "обязывающий".
По иронии судьбы, лишившись помощи ГИБДД в Алтайском крае, Михаил Евдокимов заставил поработать гаишников в Новосибирске. Уже после его смерти все посты ГАИ на новосибирских магистралях "отлавливали" иномарки с алтайскими госномерами. Всего было зафиксировано несколько сотен автомобилей, и переписаны их номера. Как пояснили в ГИБДД, такой приказ был отдан окружной милицией. В тот момент проверялась версия о том, что неустановленный автомобиль появился на встречной полосе перед "Мерседесом" губернатора, и именно из-за этой машины водитель Михаила Евдокимова был вынужден свернуть в кювет. Однако вчера усиленный контроль за алтайскими иномарками в Новосибирске был снят - стало быть, эта версия отпала. В официальном сообщении отдела Генпрокуратуры по Сибирскому федеральному округу фигурирует только "Тойота", информация о столкновении с которой была озвучена уже накануне. Следствие продолжается, назначены необходимые экспертизы, в том числе судебно-медицинские, автотехнические.