За свою многовековую историю столица Республики Татарстан Казань, расположенная на пересечении торговых и культурных путей Востока и Запада, христианского и мусульманского миров, сформировалась как центр двух культур, православия и ислама, став редким примером гармоничного сочетания различных культурных пластов, межнационального мира и спокойствия.
В течение продолжительного исторического периода Казань остается тем местом, где диалог двух цивилизаций торжествует над религиозной и национальной нетерпимостью, превращаясь в одну из основ российской государственности и в известной степени символ успешной модели федерального устройства.
Многие поколения мусульман России способствовали формированию исламской цивилизации, ее сохранению и развитию. При этом мусульмане нашей страны, в течение многих веков живя бок о бок с русскими и другими народами России, взаимодействуя с ними в различных областях жизни, вносили весомый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в развитие богатейших культурных и духовных традиций России, в упрочение межнационального согласия и религиозной терпимости. Эти отношения дружбы и взаимоуважения - наша гордость и общее достояние, которое мы должны всемерно оберегать.
Именно диалог и плодотворное взаимодействие различных конфессий, и прежде всего православия и ислама, в течение более тысячи лет являлось основой развития богатейшей российской культуры, вклад которой в формирование человеческой цивилизации общепризнан. Сотрудничество православной и мусульманской общин всегда было в России одним из традиционных институтов стабильности общества.
Современный Татарстан - один из крупнейших и динамично развивающихся регионов России, посильный вклад в формирование которого вносят проживающие здесь представители самых различных народностей и национальностей. В Казани можно услышать речь на более чем 110 языках. В столице существуют 153 религиозные организации, в том числе 48 православных и 68 мусульманских, функционируют 23 православных храма и 33 мечети, а также религиозные учреждения многих других конфессий. Успешно работают теологические учебные заведения.
Отличительной чертой государственно-конфессиональных отношений в республике на современном этапе является постепенное правовое, общественно-политическое, организационное оформление модели взаимоотношений государства и религиозных структур.
Еще в феврале 1998 года был создан единый координирующий орган в лице Духовного Управления Мусульман республики Татарстан, на который была возложена задача утверждения внутриконфессиональной стабильности и складывания мусульманских институтов. Были выработаны документы, отражающие наиболее актуальные вопросы взаимоотношений религиозных организаций и государства.
На этом в целом благоприятном фоне необходимо не упускать из виду проблему распространения радикальных исламских течений, особенно, основанных на извращенной интерпретации идей ваххабизма, которые, прикрываясь маской ислама, по существу подрывают его традиционные устои, побуждают многих людей в своем сознании ставить знак равенства между исламом и терроризмом.
В республике накоплен достаточный потенциал, чтобы адекватно противостоять насаждению чуждых для ислама, практикуемого в Татарстане, псевдомусульманских убеждений. Борьба с международным терроризмом требует консолидации наших общих усилий, независимо от национальной и религиозной принадлежности.
Хотел бы отметить, что в русле подготовки к юбилею в Казани были начаты работы по строительству самой крупной в Европе мечети Кул-Шариф, а также работы по реставрации Благовещенского собора, одного из красивейших православных храмов России.
Символично, что оба культовых здания располагаются рядом на территории казанского Кремля, являясь ярким олицетворением многонационального характера России, как крупнейшей евразийской страны, находящейся на стыке Запада и Востока. Недавно состоялись торжественные церемонии открытия новой мечети и обновленного храма.
Таким образом, российский опыт убедительно показывает, что разговоры о столкновении цивилизаций, изначальной несовместимости ислама и христианства, их неизбежной вражде не более чем политическая конъюнктура, опровергаемая самим ходом истории нашего государства. Многовековое сотрудничество мусульман, христиан, людей других вероисповеданий способствовало взаимообогащению национальных культур различных народов, формированию этнической и конфессиональной толерантности, умению ставить общие цели и сообща добиваться их достижения.
Особую значимость предстоящих в августе в Казани мероприятий отметил президент России Владимир Путин, заявив, что тысячелетие Казани - это событие, без преувеличения, мирового масштаба.
Содействие диалогу религий, культур, цивилизаций является одной из ключевых задач российской политики. Россия как страна с глубокими традициями исламо-христианского сосуществования, в которой воплотился симбиоз двух великих цивилизаций, выступает за то, чтобы взаимодействие религий и культур носило интерактивный характер.
И приобретало самые разнообразные формы, служило как интересам нашей страны, так и всего мирового сообщества. В этом русле идет и линия российского руководства по налаживанию более тесных связей с Организацией Исламская Конференция, где Россия недавно официально получила статус наблюдателя.
В последнее время тема взаимодействия цивилизаций оказалась в фокусе международного внимания. Многие государства мира выдвигают различные инициативы, быть может, не всегда схожие по содержанию, но близкие по целям и духу, поскольку направлены они на продвижение к межцивилизационному партнерству. Сначала Иран предложил начать диалог цивилизаций, и ООН поддержала эту идею. Следующий шаг сделали Испания и Турция, выступив за формирование Альянса цивилизаций.
Не сомневаюсь, что "Саммит-2005" в Нью-Йорке внесет свой вклад в наращивание международных усилий на этом направлении. Россия готова активно подключиться к выработке соответствующей стратегии. Налаживание конструктивного и заинтересованного межцивилизационного диалога стало бы, пожалуй, одним из наиболее действенных ответов на новые глобальные вызовы и угрозы.