Высокообразованные россияне больше поддаются мистицизму и меньше верят в Бога. А все россияне вкупе меньше доверяют людям, чем европейцы. Такие данные представил ВЦИОМ, задавшись вопросами, как часто россияне и жители Европейского союза задумываются о смысле жизни и ее целях, каков уровень религиозности и межличностного доверия в России по сравнению с ЕС.
43 процента россиян и 35 процентов жителей ЕС отмечают, что часто задумываются о смысле жизни и ее целях, а еще около трети (32 процента и 39 - соответственно) делают это иногда. Число редко или никогда не размышляющих о жизни россиян и европейцев приблизительно одинаково (23-26 процентов). Из всех стран Европы в целом примерно так же, как и россияне, рефлексируют в отношении этого философского вопроса жители Болгарии (44 процента часто, 32 - иногда, 15 - редко, 7 - никогда).
Интересно, что чаще задумываются о смысле жизни российские женщины, а не мужчины (49 и 37 процентов соответственно). Чем беднее россияне, тем больше они склонны к философствованиям - доля часто размышляющих на эту тему снижается по мере роста доходов (с 51 процента среди низкодоходных категорий до 39 процентов в высокодоходных).
По степени религиозности средний россиянин практически не отличается от среднего жителя Евросоюза. Каждый второй россиянин (53 процента, среди жителей ЕС - 52) отмечает, что верит в существование Бога, каждый четвертый (25 процентов, среди жителей ЕС - 27) - в существование высших сил. Указывают, что не верят ни в то, ни в другое 16 процентов россиян (и 18 процентов жителей ЕС).
Среди российских женщин верующих в Бога больше, чем среди мужчин (62 и 42). В ЕС прослеживается та же закономерность: отмечают, что верят в Бога 58 процентов женщин и 45 процентов мужчин. Доля наших соотечественников, верующих в Бога, сокращается с 70 процентов в группе с образованием ниже среднего до 44 в группе с высшим и незаконченным высшим образованием, одновременно с 14 до 31 процента растет доля тех россиян, кто верит в существование высших сил. В ЕС также: чем выше уровень образования, тем меньше доля верующих в Бога. Но вот что в ЕС выше, чем в России, так это уровень межличностного доверия: практически всегда или часто доверяют другим людям 45 процентов россиян и 54 процента жителей ЕС. Доверяют иногда 31 и 34 процента, редко или почти никогда - 23 процента россиян и 11 - жителей ЕС. Но доверчивость повышается с возрастом. Среди россиян старше 60 лет доверяют другим людям практически всегда 55 процентов россиян.
- В российском обществе наблюдается кризис доверия последние 12-15 лет, - прокомментировал для "РГ" результаты опроса директор ВЦИОМ Валерий Федоров. - Доверие это же "вещь" почти материальная, большим количеством исследований подтверждено: чем выше уровень доверия, тем выше экономическая и политическая эффективность системы. Недостаток доверия сказывается не только на "общем климате" настроений в обществе, но и на его продуктивности.
Склонность небогатых россиян чаще задумываться о смысле жизни Валерий Федоров объяснил так:
- Уровень доходов и частота осмысления жизни находятся в парадоксальной зависимости. Казалось бы, те кто больше зарабатывает, имеет больше свободного времени, чтобы посвятить его высокому досугу, в том числе размышлениям, серьезному чтению. Но, к сожалению, выявляется, что наш молодой, динамично растущий высоко- и среднедоходный слой уделяет мало времени всему тому, что принято относить к духовности, а использует свое свободное время для посещения развлекательных клубов, кинотеатров, казино, активно занимаются спортом, в последнее время - детьми. Но думать о Боге, о смысле жизни неорганично для этой породы очень эффективных, динамичных, всего добившихся самостоятельно людей. Духовная сфера для них абстрактна, малопонятна и далека от сферы их интересов. Хотя среди наиболее активной и продуктивной части этого сообщества в последнее время намечается тенденция все больше задумываться на тему "богатство - еще не все". Очень многие наши бизнесмены разочаровались в принципе "деньги ради денег" и сегодня находятся в духовных исканиях, идут в церковь, занимаются благотворительностью. Но это лишь наметившийся вектор настроений. В основном же высокодоходный слой увлечен гедонизмом, а деньги тратит на более примитивные способы развлечения. Тем же, кому денег не хватает, чтобы ходить в рестораны, смотреть новые фильмы и посещать фитнес-клуб, остаются размышления и разговоры.