- 20 октября в российской столице запланировано проведение заседания совместной белорусско-российской комиссии в обновленном составе по подготовке Конституционного Акта Союзного государства, - сказал Госсекретарь. - Ожидается, что совместная комиссия утвердит все фактически согласованные уже поправки и примет решение о представлении готового документа на рассмотрение Высшего Государственного Совета Союзного государства.
- Когда состоится заседание Высшего Госсовета Союзного государства?
- Планируется, что очередное заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства пройдет в ноябре-декабре нынешнего года. Это заседание должно быть знаковым. Это в данном случае не мои слова, это я цитирую Председателя Высшего Госсовета Союзного государства, Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, который в Минске шестого сентября в день открытия Первого Белорусско-Российского экономического форума именно так охарактеризовал предстоящее заседание высшего союзного органа власти. "Мы договорились с Президентом России Владимиром Путиным о том, что кардинальным образом продвинемся в обсуждении Конституционного Акта Союзного государства", - сказал тогда Александр Лукашенко.
- На днях, отвечая на вопросы журналистов в белорусском городе Слуцке, Президент Беларуси также сказал, что "если в Союзном государстве будет проводиться референдум, на него будет вынесен только один вопрос - по Конституционному Акту". Как подчеркнул Александр Лукашенко, в Конституционном Акте будут прописаны все вопросы функционирования Союзного государства - финансовые, политические и экономические.
Что касается построения Союзного государства по принципу Европейского союза, то А. Лукашенко заявил, что это "много шагов назад". При этом он отметил, что "формирование Союзного государства на основе опыта Евросоюза - это предложение российской стороны, которое в очередной раз было высказано в ходе встречи президентов Беларуси и России в резиденции "Завидово", а недавно - Государственным секретарем Союзного государства Павлом Бородиным". Наша позиция остается прежней, сказал А. Лукашенко и пояснил, что "у нас опыта строительства Союзного государства значительно больше, чем у Европейского союза, потому что мы жили в образовании более тесном, чем ЕС - это Советский Союз". Павел Павлович, вы убеждены в плодотворности использования интеграционного опыта стран Евросоюза для нашего союзного строительства?
- Так ведь Европа очень много взяла как раз из опыта Советского Союза! Евросоюз сегодня - это уже почти федерация, хотя с европейской конституцией у них осечка вышла. И, однако, это вовсе не означает крах европейской интеграции. Вот, к слову, тоже опыт: Евросоюз строится более 50 лет, и за это время столько было заявлений о кризисе европейской интеграции, столько голосов о тщетности усилий по объединению Европы. И что? Собаки лают, а караван идет. Так же и у нас. Хотя, надо признать, темпы интеграции у нас все-таки гораздо выше. И здесь абсолютно прав Президент Беларуси Александр Лукашенко: мы, белорусы и россияне, издавна жили вместе, в едином государстве. Вместе работали, вместе защищали свою землю от врагов. А европейцы столетиями воевали друг с другом. Конечно, нам легче объединяться.
Другое дело, что при формировании Союзного государства нельзя полностью полагаться ни на собственный прошлый опыт в рамках СССР (были все-таки иные социально-экономические и политические условия), ни на механическое перенесение опыта интеграционных группировок экономически развитых стран, к примеру, Европейского союза.
Главное - воля народов, потому что объединение в первую очередь нужно простым людям, а не чиновникам, не президентам. И, кстати, Президент Беларуси в Слуцке подчеркнул, что при выборе пути развития Союзного государства необходимо учитывать мнение народов двух стран. "Ни Россию, ни нас никто не заставит идти вопреки желанию наших людей", - сказал Александр Лукашенко. Он также отметил: "Россия сегодня может пойти на форму образования по типу Европейского союза. Мы это воспринимаем как должное". Президент России Владимир Путин также считает, что главное - проводить объединение в интересах народов России и Беларуси, учитывать их мнение.
В проекте Конституционного Акта Союзного государства должны быть отражены ключевые моменты союзного строительства. К ним следует отнести исключительные предметы ведения Союзного государства, полномочия Союзного государства по их реализации, систему нормативных правовых актов, систему органов Союзного государства.
- Таким образом, определение предметов исключительного ведения Союзного государства - это одна из основных задач, решаемых принятием Конституционного Акта Союзного государства?
- Сама идея интеграции состоит в передаче государствами своих полномочий в определенных сферах жизнедеятельности в ведение общих органов. Именно по такому принципу построен Европейский союз. Беларусь и Россия должны определить наиболее значимые сферы деятельности, суверенные полномочия по которым они передадут в ведение органов Союзного государства. Естественно, что в конституции России и Беларуси должны быть внесены изменения, оговаривающие такую передачу. Это установлено статьей 62 Договора о создании Союзного государства, предусматривающей, что после одобрения Конституционного Акта на референдумах государства-участники вносят необходимые дополнения и изменения в свои конституции.
Вне пределов предметов исключительного ведения Союзного государства субъекты Союзного государства сохраняют государственный суверенитет. В свою очередь, Союзное государство обладает исключительным суверенитетом по своим предметам ведения. Нормативные правовые акты Союзного государства, принятые по предметам исключительного ведения Союзного государства, должны иметь прямое действие и быть обязательными для исполнения субъектами Союзного государства.
Это предложение никак не ущемляет суверенитет государств-участников и соотносится с опытом развития Европейского союза. В Европейском союзе выстроена еще более сложная система компетенции различного уровня. Существует исключительная компетенция Европейского союза. Правовая регламентация в рамках исключительной компетенции Евросоюза осуществляется только нормативными правовыми актами Евросоюза, имеющими обязательность для исполнения и прямое действие. Например, политика в социальной сфере, повышение конкурентоспособности промышленности Союза и т. д. Для этого государствами - членами Евросоюза внесены соответствующие изменения в национальные конституции. Есть также полномочия Евросоюза, осуществляемые совместно с государствами - членами Евросоюза. По определенным вопросам принимаются решения, обязательные для тех государств, которые эти решения одобрили. Тем не менее определение исключительной компетенции Евросоюза позволило Европе создать единое пространство без внутренних границ, ввести единую денежную единицу, укрепить военно-техническое сотрудничество государств, входящих в Европейский союз.
Таким образом, определение предметов исключительной компетенции Союзного государства, их прямое правовое регулирование позволит решить задачи и цели строительства Союзного государства.
- Как в Конституционном Акте будет решаться вопрос о структуре органов государственного управления Союзного государства? Будет ли у нас союзный президент?
- В ходе разработки проекта Конституционного Акта были предложены разные его варианты, получили известность четыре готовых проекта. 19 сентября в Минске на заседании совместной белорусско-российской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта в обновленном составе был взят за основу тот вариант, в котором предусмотрено сохранение коллективного руководства, то есть Высшего Госсовета Союзного государства. Впрочем, документ пока находится в стадии подготовки, сначала он будет внесен на рассмотрение Высшего Госсовета, затем в случае его одобрения поступит в Парламентское Собрание, после этого будет внесен в национальные парламенты России и Беларуси и пойдет на всенародный референдум. Совсем не исключено, что на каком-то из этих этапов может появиться и пост президента Союзного государства. Кстати, несмотря на такую растянутую процедуру принятия Конституционного Акта, вполне возможно уже в первой половине 2006 года провести выборы союзного парламента и референдум.
- В 1999 году в "Российской газете" был опубликован проект Договора о создании Союзного государства, шло публичное обсуждение этого документа. Граждане России писали письма, звонили, высказывали свое мнение, критиковали, предлагали свои формулировки тех или иных положений Договора. Все без исключения письма и звонки фиксировались и отправлялись в Исполком Союза Беларуси и России, а также печатались на страницах газеты. Мне как раз довелось тогда заниматься этой работой. Так вот, очень многие высказывали мнение о необходимости учреждения поста президента Союзного государства. К примеру, Елена Билык из Рязани так и писала: "Исторический опыт показывает, что коллективные органы власти, как правило, не справляются с задачами эффективного управления государством, поэтому Союзное государство Белоруссии и России должно иметь единого президента". Если вопрос о введении института союзного президента вынести на референдум, очень многие, а, скорее всего, большинство, выскажутся "за". А какова ваша точка зрения по этому поводу?
- В Союзном государстве необходима президентская вертикаль власти. И Беларусь, и Россия - страны, которые исторически существовали и успешно развивались при наличии крепкой власти. Ведь не случайно такие философы французского Просвещения, как Вольтер и Дидро, считали, что для России с ее обширной территорией лучшей формой правления является монархия. Выдающийся белорусский просветитель XVII века Симеон Полоцкий, считавший необходимым сосредоточение всей полноты государственной власти в руках одного правителя, обосновывал это и тем, что только такая сильная власть может объединить Россию и Беларусь.
Союзное государство не может развиваться без самостоятельной и эффективной власти в лице президента. Введение президентской вертикали отвечает интересам эффективного управления.
К слову, мы привыкли, что США - президентская республика, но ведь могло бы быть и по-другому. Напомню, что на решение вопроса о структуре исполнительной власти делегаты Конституционного конвента, разрабатывавшие и принимавшие конституцию США в 1787 году, потратили больше времени, чем на дебаты по проблемам законодательной и судебной власти вместе взятым. И, кстати, предложение об учреждении президентского поста изначально было встречено в штыки. Активно обсуждалась, к примеру, идея создания коллегиального органа в составе трех человек - своеобразного триумвирата по типу существовавшего в Древнем Риме. Но эта идея все-таки была отвергнута, как и многие другие. Конечно, как отмечают историки и политологи, президентский проект победил лишь благодаря решающему фактору - наличию единственной приемлемой для всех кандидатуры - генерала Джорджа Вашингтона. Таким образом, первый в мировой истории президентский пост был учрежден под конкретную личность. И это решение себя оправдало.
У нас также президент Союзного государства, стоящий во главе государства и обеспечивающий согласованное взаимодействие всех ветвей власти, нес бы ответственность за построение Союзного государства, за соблюдение прав и свобод граждан.
- Нужен ли в таком случае пост союзного вице-президента?
- Да, считаю, что введение также института вице-президента позволит обеспечить равновесие и баланс интересов государств - участников Союзного государства.
- Какой могла бы быть процедура избрания союзного президента и вице-президента?
- Возможны различные варианты формирования президентской власти. Наиболее оптимальным мне представляется одновременное избрание президента и вице-президента Союзного государства на основе прямых всеобщих свободных выборов. Это, несомненно, укрепило бы политическую и правовую легитимность президентской власти, повысило ее престиж и степень ответственности перед населением.
- Каким должен быть срок полномочий президента?
- Срок полномочий президента и вице-президента (и соответственно президентов России и Беларуси) целесообразно продлить до семи лет. За четыре года объективно невозможно провести реформы, реализовать планы социально-экономического развития. Семилетний срок оптимальный, он обеспечит стабильность в государстве, укрепит власть и даст возможность для уверенного социально-экономического развития.
- Как должна быть устроена законодательная власть в Союзном государстве?
- Сегодня существует острая потребность в формировании полноценного парламента Союзного государства. Парламент - представительный и законодательный орган власти - должен избираться также на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Представляется, что наиболее эффективно действующим будет однопалатный парламент, хотя вполне возможен и вариант с двухпалатным парламентом. Союзный парламент не должен быть многочисленным. Избрание парламента (в отличие от модели формирования парламента из официальных представителей парламентов государств-участников) обеспечивает его правовую и общеполитическую легитимность, повышает престиж представительного органа.
- Каков возможный состав Совета Министров Союзного государства и какие функции он будет выполнять?
- Совет Министров Союзного государства должен обеспечивать согласование национальных интересов государств-участников при выполнении целей и задач Союзного государства. Действующая модель Совета Министров, в который входят полномочные представители правительств государств-участников и который возглавляется главами этих правительств, на мой взгляд, оптимальна.
Опыт Европейского союза показывает, что такой институт может быть эффективно действующим. Совет Министров Союзного государства мог бы осуществлять общее стратегическое руководство, определять и координировать взаимодействие государств-участников, определять общую экономическую политику Союзного государства по аналогии с Советом Европейского союза; в рамках исключительной компетенции Союзного государства принимать обязательные для исполнения государствами-участниками нормативные правовые акты и т. д. При этом политические вопросы будут определяться президентом и вице-президентом Союзного государства.
- Сохранится ли в новой государственной структуре Постоянный Комитет Союзного государства?
- В любом случае необходим постоянно действующий наднациональный орган исполнительной власти Союзного государства (по аналогии с Европейской комиссией). Такой орган должен не только обеспечивать согласование национальных интересов государств-участников, но и защиту интересов союзной интеграции. В настоящее время единственным постоянно действующим органом Союзного государства является Постоянный Комитет, обладающий явно недостаточными полномочиями. В случае придания Постоянному Комитету статуса, аналогичного статусу Еврокомиссии, будут обеспечены реализация нормативных правовых актов Союзного государства, осуществление исполнительно-распорядительных полномочий по предметам ведения Союзного государства и предметам совместного ведения, контроль над исполнением решений высших органов Союзного государства и законов Союзного государства.
- Какие еще структуры необходимы для полноценного функционирования Союзного государства?
- В качестве наднационального органа должна быть создана Счетная палата Союзного государства, обеспечивающая контроль над реализацией бюджета Союзного государства, использованием бюджетных средств. Необходим также Конституционный суд Союзного государства, к компетенции которого следует отнести разрешение споров в рамках Союзного государства, толкование союзного законодательства.
Отраслевые и функциональные органы Союзного государства могут действовать в коллегиальной форме. Коллегии, состоящие из представителей органов управления и исполнительной власти Республики Беларусь и Российской Федерации, обладающие строго определенными полномочиями, позволят обеспечить реализацию целей и задач Союзного государства. Представляется, что создания наднациональных органов исполнительной власти на переходном этапе не требуется.
- Когда все-таки у нас будет полноценное Союзное государство со всеми присущими ему атрибутами, включая Основной закон?
- Это правильная постановка вопроса. Уже сейчас, и я неоднократно об этом говорил, Союзное государство фактически существует. Хозяйственные механизмы наших стран представляют собой единое экономическое пространство и существовать в отрыве друг от друга не могут. Прозрачность наших границ является достижением мирового уровня. Есть также осознанное желание наших народов жить вместе и ясно выраженная политическая воля руководства наших стран к объединению. Поэтому Союзное государство последовательно решает важнейшие вопросы своего государственно-правового оформления, приобретает все атрибутивные признаки государственности. Есть все основания полагать, что уже в следующем году мы сможем провести референдум по Конституционному Акту и выборы в союзный парламент.