Сергей Байдаков,
префект Центрального административного округа Москвы
Завтра, как и заранее предупреждало правительство Москвы, в столицу возвращаются эвакуаторы.
Они будут убирать машины, мешающие вывозу снега. Некоторые правозащитники считают, что это антиконституционная мера. Категорически не согласен с такой позицией и хотел бы в свою очередь задать им вопрос: почему же они не возмущаются тем, что стоящие на проезжей части и на тротуарах машины мешают москвичам реализовать свое право на свободу передвижения? Во всех цивилизованных странах мира эвакуация транспорта - нормальная, понятная населению мера, а у нас вокруг нее все время дискуссии. Считаю, что те, кто инициирует их, просто пользуются несовершенством нашего законодательства.
Чтобы ликвидировать его, Департамент транспорта и связи правительства Москвы сейчас вместе с другими городскими службами готовят предложения по поводу внесения поправок в федеральный и московский законы. На мой взгляд, прежде всего необходимо увеличить размер штрафа за неправильную парковку. Разве это нормально, что плата за парковку стоит 100 рублей, а наказание - всего 50 рублей? Штраф нужно увеличить в разы, особенно там, где уже имеются условия для нормальной парковки. Подъехал на машине в самый центр города, поставил ее в паркинг - плати сполна за комфорт. Поставил, где запрещено, - плати вдвойне. Нет денег? Оставляй машину на окраине и пересаживайся на метро. Чтобы это стало возможным, к 2007 году в городе появятся на 32 тысячи машиномест перехватывающих парковок.
Что же касается эвакуации, то чтобы очистить улицу, иногда достаточно переставить машину с одной стороны улицы на другую, забрать снег и вернуть авто на прежнее место. И лишь в случае если переставить некуда, машину вывезут на специальные автостоянки. Их в Центральном округе подготовлено две: одна на улице Пролетарской и другая - на Земляном Валу. Подобный сервис обойдется городскому бюджету в 2,5-3 тысячи рублей за каждую машину. Поэтому вполне справедливо, что раскошелиться придется не только городу, но и автовладельцам. Если первый день их авто будут находиться на стоянке бесплатно, то в следующие двое суток плата составит по 40 рублей в час, а на третьи сутки - уже по 80 рублей в час.
Иногда нас спрашивают, не лучше ли городу обзавестись техникой с какими-нибудь метелками, чтобы выметать снег из-под колес? Есть в Москве такие мини-погрузчики, которые крутятся между машинами настоящей юлой. Но ведь это же получается не уборка, а настоящий цирк.
против |
адвокат
Впервые эвакуаторы появились в Москве в 1994 году. Не обнаруживая автомобиль на оставленном месте, владельцы начали обращаться в суды, и те возвращали им временно конфискованный транспорт.
Казалось бы, в 1997 году ВС РФ поставил в этой истории точку: он признал незаконным постановление правительства Москвы об эвакуации неправильно припаркованных машин по причине того, что понятия эвакуация нет ни в одном кодексе России. Одновременно Госдума внесла поправки в старый кодекс РСФСР об административных нарушениях. В частности, статью 115 дополнили примечанием, запретившим применение блокираторов, эвакуаторов и снятие номерных знаков за неправильную парковку.
Острая полемика развернулась и при подготовке нового КоАП РФ. В итоге в принятой редакции кодекса появилась статья 12.19 (аналог той самой 115-й статьи), где так же подчеркнуто, что блокираторы, эвакуаторы и любые иные меры, не упомянутые в этом своде законов, запрещается применять. Как при нарушении правил стоянки и остановки транспортных средств, так и при нарушении порядка пользования парковкой (например, отказе платить). Возможно лишь одно наказание: штраф. Уплачивается он государству, в течение 30 дней после наложения. Причем, в первые десять его наложение можно обжаловать. Подача жалобы на время ее рассмотрения приостанавливает исполнение любого наказания - от расстрела до уплаты хоть большого, хоть маленького штрафа.
Что же предлагают сейчас московские власти? Машины, которые будут мешать работе снегоуборочной техники, они собираются перемещать на соседнюю улицу.
Можно бы и закрыть глаза - нарушение закона не так велико. Но ведь москвичам тут же говорят, что автомобиль (собственность гражданина) могут переместить и на специальную стоянку. Причем если первый день он будет там стоять бесплатно, то за второй и третий придется платить по льготному тарифу, а дальше - уже по более накладному для гражданина. Но ведь все это незаконно! Ибо, повторюсь, КоАП РФ запрещает любую эвакуацию. Более того, благодаря поправке депутата Госдумы Виктора Похмелкина новый кодекс дополнен статьей 12.36, которая не только запрещает, но и карает сам факт эвакуации транспорта: 20 МРОТ штрафа. И что самое важное, с обязательной конфискацией всех этих эвакуаторов, блокираторов, цепей, заборов и прочих инструментов, с помощью которых нарушаются права граждан.
Предвижу, что грядет и еще одно нарушение законов. В статье 27.13 КоАП говорится, что задержанное средство возвращается хозяину без каких-либо условий после "устранения причины задержания". То есть если гражданин дома или на работе забыл водительское удостоверение, то после того, как съездит за ним домой, автомобиль ему должен быть возвращен в течение секунды. А какую схему нам предлагают столичные власти? Прямо противоположную. Сначала - оплату навязанных услуг и лишь потом - возврат взятого на хранение железного коня.
Юристам часто говорят: но ведь статья 27.13 предполагает в исключительных случаях задержание транспортного средства. Разве это не одно и то же? Нет. Данный вопрос неоднократно обсуждался в парламенте, и депутаты пришли к выводу, что между задержанием и эвакуацией существует дистанция гигантского размера, как между расстрелом и отрубанием головы в средние века, хотя и то, и другое - исключительная мера наказания. Так вот, парламентарии решили, что задержать машину в крайнем случае можно (если водитель пьян, забыл документы и т.п). Применимы для этого любые формы (машина оставлена у пикета, инспектор сам сел за руль и отогнал ее в батальон, водитель за рулем, а инспектор рядом вместе едут в ближайшее отделение), кроме самой драконовской - эвакуации.
Но ведь и это еще не все. Москвичам объявили, что если они не выкупят авто со стоянки в течение шести месяцев, его объявят бесхозным и утилизируют. Как говорится, дальше ехать некуда, если вспомнить, что по ГК РФ бесхозным имущество может признать лишь суд, и только спустя год после его принятия на учет.
И последний, главный вопрос: могут ли правительство Москвы и депутаты Мосгордумы издавать подобные документы? Не могут. Конституционный суд не раз указывал, что при анализе подобных ситуаций надо руководствоваться ч.3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой любое ограничение прав гражданина возможно лишь по федеральному закону. Другими словами: украл - судить по УК РФ, перешел улицу в неположенном месте- штрафовать по КоАП РФ, жениться и разводиться - по Семейному кодексу РФ, покупать, продавать, изымать - по гражданскому... А власти городов, областей и краев могут только улучшать положение граждан. Повысить пенсию, например, или посадить цветы вокруг дома. Иного Конституцией им не дано. Поэтому совершенно очевидно, что и грядущая с 1 ноября эвакуация снова обречена на провал, скандалы и суды. Так может, лучше вовремя остановиться?
А как у них
Корреспондент "РГ" Сергей Минабутдинов позвонил в муниципальную полицию Рима. Ему ответил офицер Антонио Луцци:
"Неправильно припаркованная машина и пробки на дорогах - это большая проблема для любого мегаполиса. В Риме неправильно припаркованную машину увозит эвакуатор. И это совершенно естественно: если машина создает проблемы другим водителям, ее нужно просто убрать с дороги".
А вот что ответил офицер берлинской полиции Маттиас Фолькманн:
"В Берлине неправильно припаркованный автомобиль оттранспортирует специальная полицейская машина. Водитель, потерявший свою машину, обращается в полицию. Если она у нас, человек приходит в участок, платит штраф, и ему сообщают адрес стоянки, откуда он и забирает свое авто".