16.11.2005 04:50
    Поделиться

    Суд отказался вызвать Путина

    42 человеческих судьбы повисли вчера на весах Фемиды - именно столько губернаторов назначены по новой процедуре. Напомним, что после теракта в Беслане президент предложил изменить порядок избрания губернаторов: теперь, вместо прямых выборов, кандидатуру на пост главы администрации предлагает Владимир Путин, а Законодательное собрание региона ее утверждает или отклоняет. Причем если отклонит дважды, то президент может этот местный парламент распустить. Кроме того, реформа федеративных отношений наделила президента правом отрешения губернатора от должности. Эти три процедуры вкратце стали называть "вносить, распускать, выносить". И все три процедуры, то есть говоря юридическим языком, нормы Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", в своей сложной жалобе оспаривает "Союз правых сил".

    Как уже писала "РГ", ко вчерашнему процессу правые начали готовиться еще весной, когда в 48 регионах попытались провести местные референдумы. Им отказывали на различных этапах, но в 14 регионах удалось довести дело до суда и получить, таким образом, право обращения в КС. Сам текст коллективной жалобы СПС написан в форме виртуальной дискуссии в стиле "спрашиваем - отвечаем" и изобилует привычными для политиков выпадами: "Заявители искренне недоумевают, каким образом из этого положения Конституции можно сделать вывод о том, что президент РФ должен стать прямым начальником руководителей субъектов РФ - в том числе с возможностью применения к ним чисто административных санкций, предусмотренных оспариваемым ФЗ - предупреждение, увольнение".

    Жалоба Владимира Гришкевича была гораздо проще. Он решил, что наделение Сергея Собянина полномочиями губернатора Тюменской области по представлению президента (в феврале 2005 года) "грубо нарушает мое конституционное право на прямое участие в выборах всех уровней власти и самоуправления". Выступая же вчера на слушаниях, Гришкевич искренне признался, что подал заявление в КС исключительно по принципиальным соображениям: "Я являюсь политическим сторонником президента, хотя стараюсь держаться как можно дальше от "Единой России", но должность Собянина теперь вакантна, и предстоит очередное ограничение избирательных прав граждан - жителей Тюменской области". Так заявитель попытался предвосхитить возможные возражения о том, что с понедельника Собянин уже не губернатор, а глава кремлевской администрации.

    Надо сказать, что заседание еще до начала приобрело скандальный характер. Полтора десятка активистов из "Яблока" и СПС встали поодаль друг от друга с плакатами неподалеку от здания КС на Ильинке. Если человек стоит в гордом одиночестве, то разрешения на такой индивидуальный пикет не требуется. Но и милиция оказалась не так проста: одиночек согнали в кучку и задержали за проведение несанкционированной акции (правда, в СПС утверждали, что им просто не дали разрешения на пикитирование).

    Второй этап скандала - это начало слушаний дела в обед. Более полутора часов судьи изучали ходатайства сторон, которыми их завалили буквально с головой. Начала этот чудный процесс сторона, принявшая и подписавшая законодательный акт. Представитель от Совета Федерации Юрий Шарандин предложил прекратить судопроизводство по жалобе СПС, но оставить в процессе заявление Гришкевича. С несколько иной аргументацией, но то же ходатайство выдвинула представитель Госдумы Елена Мизулина. А представитель президента Михаил Кротов решил, что из оспариваемой триады "вносить, распускать, выносить" следует прекратить судопроизводство по второму и третьему пунктам.

    "Да, я один из лидеров политической партии, но мы абсолютно корректно защищаем федерализм", - приступил к заявлению ходатайств секретарь политсовета СПС Борис Надеждин. После чего скромно попросили вызвать 21 свидетеля, которые бы могли рассказать о том, как принимался этот закон, а именно: президента РФ Владимира Путина, первого вице-премьера Дмитрия Медведева, мэра Москвы Юрия Лужкова, полпреда в ЮФО Дмитрия Козака, ярославского губернатора Анатолия Лисицына, главу Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина и прочих вип-персон. Еще СПС просил приостановить действующий акт до вынесения решения КС, то есть все 42 губернатора моментально превратились бы во "врио". Ну и последнее ходатайство - представить экспертные заключения на 14 жалоб СПС.

    Судьи отказали почти во всех ходатайствах, проще даже сказать, какие пожелания были удовлетворены. СПС разрешили вызывать экспертов, но в ранге специалистов, а вот прекратить судопроизводство по всем жалобам кроме тюменской только "по завершении рассмотрения". "Это еще не победа, но уже важный шаг", - торжествовал Надеждин. "Да они не готовы к рассмотрению в полном объеме, вообще идею о прекращении дела о назначаемых губернаторах я рассматриваю как проявление чувства юмора противной стороны", - поддерживал его адвокат СПС Вадим Прохоров.

    Поделиться