Председателя суда Ленинградского района Калининграда Наталью Шелег досрочно отстранили от занимаемой должности судьи "за нарушение судейской этики".
Свое беспрецедентное решение квалификационная коллегия судей Калининградской области вынесла на основании аудиозаписей нескольких телефонных разговоров, сделанных, правда, неизвестно кем и как, а также ряда публикаций в местных СМИ. Такой вердикт коллег по цеху прозвучал подобно грому среди ясного неба, потому что до сего дня Наталья Шелег пользовалась в судейском сообществе неизменным уважением.
Проработав в этом суде многие годы, она, начиная с рядовой должности, доросла до кресла председателя. Управление судебного департамента области характеризует ее как высококвалифицированного юриста, способного рассматривать дела любой сложности, отмечает ее исполнительность, добросовестность и большую ответственность, а также заслуженный авторитет. Так что же случилось?
Как сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе областного суда, Наталья Шелег разгласила информацию о ходе и результатах рассмотрения одного из уголовных дел заинтересованной стороне. Согласно Кодексу судейской этики, судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, в частности, он не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей.
События развивались так. В Верховный суд РФ поступило заявление от гражданина С., дело по обвинению которого рассматривалось в Ленинградском суде Калининграда. Гражданин утверждал, что председатель суда нарушила Кодекс судейской этики, и подкрепил свое заявление тремя аудиокассетами. Там зафиксированы, сообщал он, несколько разговоров Натальи Шелег с руководителем лицензионного центра Северо-Западного федерального округа по Калининградской области Эдуардом Куровским. В них она якобы сообщила собеседнику данные о ходе уголовного дела, в котором потерпевшей являлась жена Эдуарда Куровского Ольга, а обвиняемым - этот самый гражданин С. Суть разговора: судья сказала, что дело не пошло в связи с болезнью адвоката и что адвокат обвиняемого обратился с ходатайством о передаче дела в другой суд.
Письмо с кассетами пришло из Верховного суда в Калининградский областной суд. Его председатель Виктор Фалеев, ознакомившись с содержанием аудиозаписей, счел их компрометирующими и внес представление в квалификационную коллегию о привлечении Натальи Шелег к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи. При этом Виктор Фалеев сослался также на публикации в ряде газет, в которых говорится о знакомстве Натальи Шелег с Эдуардом Куровским и о том, что Шелег якобы даже приобрела элитную квартиру за помощь в разрешении судебных вопросов.
Многие полагают, что именно эти скандальные публикации стали основной причиной - из-за боязни попасть на язык зубастым изданиям. К слову, большая часть материалов о "нечестных судьях", в числе которых упоминалась и Шелег, опубликована в одной из региональных газет, учредителем которой является один из депутатов Калининградской областной Думы. Именно по обращению этого депутата Генеральная прокуратура РФ провела проверку указанных им фактов коррупции в Ленинградском суде и отказала в возбуждении уголовного дела в отношении Натальи Шелег за отсутствием события преступления. Был опровергнут и факт покупки элитной квартиры. Публикации газеты разбирались в прошлом году Большим жюри Союза журналистов Калининградской области. Сами журналисты признали, что в подборе фактов и подаче материалов, стилистике заголовков и иллюстраций сквозит тенденциозность, к публикациям могут быть предъявлены серьезные профессиональные претензии.
Однако процедуре по отстранению Натальи Шелег от должности дали ход. Надо сказать, что подслушивание и запись телефонных переговоров были произведены без судебной санкции. Это, как известно, является нарушением Конституции РФ, гарантирующей право на тайну переговоров, а также других российских и международных нормативно-правовых актов. К тому же само содержание разговора не является закрытой информацией, никаких тайн судья не выдавала. Судя по всему, это не смутило членов квалификационной коллегии. Что интересно, экспертами, установившими подлинность записи, выступили сами же судьи, сославшись на то, что они знают "голос и манеру разговора" Натальи Шелег.
Как сказала на заседании коллегии и.о. председателя облсуда Ольга Крамаренко, Наталья Шелег, будучи лично знакома с семьей Куровских, должна была устраниться от участия в этом деле. А что касается записи разговоров, то они, хотя и не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, "не лишают возможности проводить проверку". Шелег, по ее словам, было предложено дать объяснение скандальным фактам, но та заявила, что говорила с Куровским совершенно по иному поводу, отказалась признать какую-либо вину и на заседание коллегии не явилась.
Как объяснила корреспонденту "РГ" сама Наталья Шелег, уголовное дело в Ленинградском суде в отношении гражданина С. рассматривала не она, а другой судья. Личное знакомство с Эдуардом Куровским она не отрицает. Общение с ним было связано с ведением реконструкции здания Ленинградского районного суда. Надстройка дополнительного этажа велась с грубым нарушением строительных норм, а потому руководству суда приходилось обращаться в Госархстройнадзор, прокуратуру и лицензионный отдел, который и возглавлял Куровский. По ее словам, разговор с ним шел совсем не так, как это изложено на аудиокассетах и в представлении, то есть нельзя исключить искусственного монтажа. Сейчас Наталья Шелег собирается оспаривать решение о ее отстранении от должности в судебных инстанциях.
От редакции:
Мы попросили прокомментировать ситуацию известного юриста, президента Гильдии российских адвокатов Гасана Мирзоева, только что избранного членом Общественной палаты РФ.