Впрочем, все четыре президентских проекта - по доступному жилью, улучшению здравоохранения и образования, развитию села - имеют одну общую цель. Россия живет в условиях открытого мира, где постоянно обостряется конкурентная борьба за человеческий капитал. "Демографические проблемы и неудовлетворительное состояние здоровья населения - это не только наше внутреннее дело, - заявил вчера Михаил Зурабов. - Если качество жизни в стране не улучшится в самое ближайшее время, к 50-м годам для восполнения теряемых человеческих ресурсов нам не хватит прироста населения на всем постсоветском пространстве. Мы ежегодно будем терять - и в прямом смысле, и за счет эмиграции - сотни тысяч россиян, причем, как известно, уезжают из страны наиболее активные и молодые. И это может поставить крест на будущем России". Чтобы угроза не стала реальностью, и намечены четыре наиболее проблемных направления в нашей социальной политике. Именно поэтому наряду с "узкоспециальными" проектами по развитию российской медицины и образования разработаны два "глобальных": по развитию рынка жилья и подъему села.
От постановки глобальной задачи министр быстро перешел к конкретике.
Национальный проект "Здоровье", стартующий со следующего года, расписан досконально, по пунктам и разделам, и на вчерашнем совещании обсуждались уже механизмы того, что предстоит сделать.
Например, все знают, что с будущего года очень серьезные средства (за два года - более 30 млрд. рублей) будут направлены на укрепление так называемого "первичного звена" - участковые врачи терапевты и педиатры, врачи общей практики получат в довесок к зарплате 10 тысяч рублей, средний персонал - пять. Кроме того, со второй половины года в 1,8-2 раза увеличатся заработки работников фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой помощи". При этом министерство буквально завалено вопросами: а как же узкие специалисты? То, что работа на участке, мягко говоря, по трудозатратам заметно отличается от приема пациентов в кабинете, как-то остается за скобками - люди-то привыкли к уравниловке! Преодолеть этот барьер организаторам нашего здравоохранения придется, во всяком случае они к этому готовятся.
"Хочу еще раз подчеркнуть: речь не идет просто о повышении зарплаты участковым, - заявил вчера Михаил Зурабов. - Дополнительные средства - это дополнительная работа, это дополнительное государственное задание на дополнительную медицинскую помощь".
Соответственно, фонд обязательного медицинского страхования, через который пойдет это дополнительное финансирование, заключит отдельные договора с медицинскими учреждениями. Дополнительные срочные трудовые договоры будут заключены и с врачами, которых закрепят за участками.
Уже известно, о каких дополнительных обязанностях участковых идет речь. С них потребуют постоянное наблюдение за состоянием здоровья граждан, имеющих право на дополнительную медицинскую помощь (то есть льготниками). Они должны будут обеспечить дополнительную диспансеризацию работающего населения и пенсионеров. На них будет лежать иммунизация жителей участка (о прививках для всех поголовно речи пока не идет, но и те группы, которые включены в программу иммунизации, - это будет огромная нагрузка для медиков.) Наконец, одной из главных обязанностей участкового врача станет "раннее выявление" диабета, онкологических заболеваний, туберкулеза, сердечно-сосудистых болезней и болезней опорно-двигательного аппарата. То есть всех тех социально значимых заболеваний, которые вносят самую внушительную лепту в картину общероссийской смертности. Сумеем рано диагностировать и лечить - значит, есть надежда на "прорыв" в улучшении здоровья нации.
"На первых порах мы не будем привязывать размер доплат к качеству работы, деньги в равной сумме получат все участковые, - пояснил министр. - Но в дальнейшем контроль за качеством подразумевается сам собой. Если врач не справится с обязанностями, его участок в дальнейшем может быть передан другому специалисту".
Какими будут критерии оценки качества работы медиков, пока окончательно не решено. В минздравсоцразвития обсуждают несколько вариантов. Предполагается, что наряду с количественными показателями (план осмотра льготников, проведения диспансеризации, первичный диспансерный учет, нагрузка на приеме в поликлинике) будут оцениваться и качественные (удельный вес вызовов "скорой помощи", наличие или отсутствие жалоб пациентов).
А чтобы избежать конфликтных ситуаций между врачами первичного звена и узкими специалистами, в минздравсоцразвития предполагают разработать механизм "выравнивания оплаты". В конце концов, во время массовых диспансеризаций узкие специалисты будут заняты даже больше участковых.
Удастся ли организовать эту работу так, чтобы она была по-настоящему эффективной? Ведь и сегодня, когда приспичит, придешь в поликлинику, заглянешь в собственную карту и с удивлением обнаружишь, что за последний год уже шесть раз отказалась от диспансеризации! Разумеется, никто не звонит и не приглашает провериться у специалистов, но соответствующая запись в карте появляется исправно. Кому нужны такие "диспансеризации" для галочки? А если за них еще будут платить дополнительные деньги? К слову, привычку пациентов чуть что совать нос в собственную амбулаторную карту во многих поликлиниках пресекают на корню - медсестрички сами носят документы из кабинета в кабинет. Не по этой ли самой причине - из-за приписок?
Впрочем, диагностика и профилактика - это лишь фундамент для вновь отстраиваемого здания нашего здравоохранения. "РГ" уже сообщала и о программе дополнительной помощи будущим матерям, и об оснащении медицинских учреждений современной медаппаратурой, и о том, что скоро количество машин "скорой помощи" возрастет вдвое, и о строительстве во многих российских регионах центров высоких медицинских технологий. Кажется, главное в правительстве наконец-то поняли: государству нужны здоровые граждане. И здоровье этих граждан - это не только их забота, но и забота государства.