«Русь, ты вся поцелуй на морозе!» — эта цитата из Велимира Хлебникова, выведенная на самодельном лозунге, сначала читалась с улыбкой. Но чем дальше тянулся оргпроцесс, ноги мокли в лужах, а головы припорашивал снежок, этот транспарант все побольше походил на насмешку. Демократические политики вообще не склонны к пунктуальности, так что пришлось уныло дожидаться, пока в течение сорока минут организаторы трудолюбиво формировали колонну под песни Окуджавы, Высоцкого и традиционный еще с советских времен цикл песен о войне. «Тот, кто не участвует в марше — к стенке, — под хохот собравшихся охрипший человек с мегафоном поспешно поправляется, — ну, не в буквальном смысле!» «Граждане випы, хватит позировать!» — так организаторы пытаются отогнать корреспондентов с фото- и телекамерами от стоящих впереди Гарри Каспарова, лидера СПС Никиты Белых, главы «Яблока» Григория Явлинского. Тут обнаруживаются какие-то подозрительные (активисты шептались, что нашли русофилов) двое субъектов, но их уводит под белы руки ОМОН еще до того, как все телекамеры и фотокоры успевают добежать. Еще у одного из переулков замечен был кидатель помидоров, а также субъект с учебной гранатой Ф-1 без запала, назвавшийся членом Славянского союза молодежи.
Эти инциденты, в общем, остаются толпой незамеченными, хотя в колонне идут люди с солидным опытом борьбы. «А в 90-х вы не ходили?» — дружелюбно интересуется у молодой пары красиво седеющий активист. «Нет, я еще молоденький был!» — отшучивается парень. «Чтоб знали — баночка бычков в томате разбивает голову не хуже кистеня», — понижая голос, со знанием дела рекомендует им сосед. Однако все эти методы борьбы — чисто теоретические, что отлично видно и по публике: средний возраст, избыток очков и сутулых спин, да и где еще на демонстрации увидишь человека, пыхтящего английской трубкой с дорогим табаком! В толпе скромно шли Виктор Шендерович, Юлий Гусман и Иван Стариков.
Лозунги на шествие явно готовились заранее — большинство напечатаны, есть флаги с логотипами от СПС и «Яблока», от движения «Мы» и Объединенного гражданского фронта. «Не отдадим Москву фашистам!», «Долой Освенцим из московских квартир!», портреты деятелей русской культуры — Багратиона, Пушкина и почему-то??? Лермонтова, а также деревянный крест, на верхушку которого надета каска со свастикой и подписью — «Одни уже доигрались!». Был, конечно, и политический подтекст: одинокий самодельный транспарант украшали соседствующие рядом фотографии Дмитрия Рогозина, Александра Дугина, Владимира Жириновского, Адольфа Гитлера и подпись «Гитлер капут». Под песни «Вставай, страна огромная!» и «Врагу не сдается наш гордый варяг» толпа дошла до Соловецкого камня, подле которого была импровизированная трибуна — грузовичок с микрофонами. Там и столпились самые именитые активисты, среди которых заметны были Валерия Новодворская, сопредседатель РПР Владимир Лысенко, зампред СПС Леонид Гозман, Константин Боровой, депутат Мосгордумы Иван Новицкий, Егор Гайдар, журналистка Евгения Альбац.
Митинг открыла разрумянившаяся лидер движения «Мы» Мария Гайдар, объявившая для начала минуту молчания по всем погибшим от фашизма. «Ужасно, что дети и внуки людей, победивших фашизм, выходят на улицу, избивая и убивая невинных людей, — звенящим от волнения голосом продолжила она митинг, — да, в обществе есть больные люди, но эти люди как осадок должны лежать на дне, мы должны это зло победить!» «Хорошо, что сегодня плохая погода, в такую погоду забуксовали дивизии вермахта», — неудачно начал свое выступление Гарри Каспаров, поскольку интеллигенты, собравшиеся на митинг, тут же бурным шепотом стали суфлировать, что тогда-то были как раз морозы, а не слякоть. Впрочем, он зато удачно закончил свою речь, так что аплодировали ему больше всех: «В наших силах, чтобы вместо прощального «Варяга» они (в смысле фашисты. — Прим. «РГ») услышали победную канонаду Курской дуги!«
Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина в отличие от других ораторов предпочла опереться на факты: «Сейчас они (в смысле фашисты. — Прим. «РГ») лгут в каждой цифре, заявляя, что 90 % всех преступлений совершают иностранцы, посмотрите официальный сайт МВД — всего 3 % преступлений совершают мигранты, в девяносто раз меньше, чем они лгут!« Так организаторы марша внесли свой вклад в празднование Международного дня мигранта, который отмечается как раз 18 декабря. «Мы не отдадим страну фашистам!» — пообещал Григорий Явлинский. А Никита Белых, раздевшийся перед тем, как залезть на грузовичок, радостно сообщил собравшимся: «Я снял плащ, потому что мне тепло от ваших сердец!» Он также предложил, чтобы тот антифашистский комитет, который готовил шествие, стал постоянно действующим.
Правда, уже по окончании мероприятия, в адрес журналистов поступило возмущенное письмо от представителей Левого фронта (Ассоциация молодежных левых организаций). Как говорится в письме, их с антифашистской акции выставили: «Представители оргкомитета марша попросили удалиться активистов Левого фронта, несших свою кумачовую растяжку антикапиталистического и антифашистского содержания. Растяжка Левого фронта вообще была единственной, указывающей на присутствие левых. На марше было много лозунгов, вызывавших у нас несогласие. Однако те, кого все время «демократы» пытаются обвинить в тоталитаризме и отсутствии толерантности, отнеслись с уважением к убеждениям своих коллег по борьбе с фашизмом, ксенофобией и национализмом. Увы, подобного отношения к себе мы не увидели».