Ради этого общего пожелания за праздничным столом непременно должны собраться все члены семьи. Стало быть, Новый год прежде всего праздник ее единения. А коли так, то и главные угощения должны быть приготовлены сообща. Самым распространенным из них как в Поднебесной, так и в Стране восходящего солнца вот уже много веков остаются сообща слепленные всей родней пельмени.
Но есть и более экзотическое кушанье, приготовление которого возведено в ранг священного ритуала. Это моти - лепешки из клейкого риса. Считается, что живущий в каждой семье Дух очага Цзаошэн, этакий азиатский домовой, именно в новогоднюю полночь отправляется на небеса, дабы поведать предкам обо всем, что произошло в семье за минувший год. И вот чтобы он не сболтнул лишнего, ему стремятся склеить рот специальными рисовыми лепешками.
Разваренный рис еще горячим выкладывают в огромную ступу из бревна векового кипариса. Несколько мужчин встают вокруг и под ритмичную песню бьют деревянными молотами по клейкой массе. Когда она становится равномерной, из нее делают лепешки, попадающие потом и на алтарь Духа очага, и на праздничный стол.
Но столь любимое многими поколениями традиционное новогоднее лакомство порой оказывается роковым. Лепешкой из клейкого риса очень опасно поперхнуться. Если кусочек моти прилип к дыхательному горлу, никакое похлопывание по спине не избавит от удушья. Спасти человека может только мгновенное хирургическое вмешательство. Как ни парадоксально, от лепешек, предназначенных сделать Цзаошэна менее болтливым, в Японии ежегодно гибнет больше людей, чем от любителей смертельно ядовитой рыбы фугу.
Нужно, впрочем, оговориться, что китайцы доныне предпочитают отмечать Новый год по лунному календарю (официально переименованный в Праздник весны, он нынче придется на конец января). Японцы же отпразднуют его вместе с нами 31 декабря. Причем в предновогодние недели тихоокеанский Дух очага явно проигрывает в состязании с атлантическим Дедом Морозом.
Прижившегося на японской земле за годы американской оккупации Санта-Клауса местные жители называют Санта-сан. Именно он стал символом коммерческого ажиотажа, от которого Страна восходящего солнца с середины декабря ходит ходуном как при землетрясении. Всесильная реклама превратила обычай делать друг другу подарки в некий культ, более того, в обязательный ритуал.
Каждый японец чувствует себя обязанным письменно поздравить и одарить не только родственников, друзей и знакомых, но буквально всех, с кем имеет деловые или какие-либо иные связи, наконец всех, кто поздравил с праздником его. Причем желательно, чтобы ответный подарок по цене соответствовал полученному. В каждой семье изо дня в день ведется скрупулезный учет этого.
После семейного совета - кому что послать к Новому году - японец приходит на соответствующий этаж универмага, отмечает в списке выбранные подарки и отдает продавцу пачку визитных карточек, с которых сканируют имена и адреса, чтобы после оплаты заказа передать его в отдел рассылки.
Поскольку каждая из сорока миллионов японских семей обычно рассылает до 25 новогодних подарков и до 50 поздравительных открыток, для страны это означает миллиард и два миллиарда подобных отправлений. Если до 27 января почта доставляет эти конверты за полцены, то вручение 31 декабря обходится вшестеро дороже. Стало быть, Санта-сан приносит немалую прибыль!