13.01.2006 04:00
Поделиться

В новом году водка может подешеветь

С 1 января 2006 законом о госрегулировании производства и оборота спирта и алкогольной продукции предусмотрено введение специальных марок нового образца, стоимость которых будет не слишком отличаться от прежней (федеральный и региональный акциз стоили 1,7 тыс. рублей за 1 тысячу штук) и составит 1,3 тыс. рублей за 1 тыс. штук без учета НДС. Впрочем, цена в данном случае не столь принципиальна. Возмущение алкогольных баронов вполне понятно: новые, более жесткие правила и новая система контроля за оборотом алкогольной продукции, по сути, перекроют рынок для недобросовестных производителей. Кроме того, чтобы исключить возможность нелегального изготовления, по новому закону производитель обязан предоставить для получения акцизных марок банковские гарантии.

Правда, новые акцизные марки до сих пор так и не поступили на предприятия алкогольной отрасли. Собственно, это и стало главным поводом для возмущения производителей ликеро-водочной продукции. Согласно закону Федеральная налоговая служба проведет инвентаризацию остатков старых федеральных и региональных специальных марок, изготовление которых с начала года прекращено. Однако производители алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов (за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт) смогут их использовать до 1 июля 2006 года. Поэтому в кабинете министров и не видят серьезных оснований для возмущения и паники. Скорее всего, поясняет источник в правительстве, производители, затоварившие перед праздниками склады, рассчитывают на возникновение ажиотажа и, соответственно, увеличенный в связи с этим сбыт своей продукции. Ведь перед наступлением "часа Х" остатки со старыми акцизными марками им придется продавать с дисконтом.

Чтобы рассеять нервные настроения алкогольных производителей, министерство финансов обещает в ближайшие дни утвердить порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям. Задержку с выпуском подзаконных актов в кабинете министров объясняют внесением в закон депутатских поправок. Парламентарии настояли на введении ряда дополнительных требований. В частности, чтобы на акцизной марке печаталась информация исключительно на русском языке: о производителе, стране происхождения товара, виде алкогольной продукции, крепости и, как это ни удивительно, собственное название продукции (для импорта - перевод).

Тем не менее у производителей алкоголя гораздо больше претензий, чем хотелось бы. Они уверяют, что в новом году российские заводы столкнулись с угрозой дефицита спирта. Однако если раньше поставки спирта осуществлялись исключительно с разрешения министерства сельского хозяйства по так называемой разнарядке, то по новому закону поставщику достаточно лишь заказным письмом уведомить налоговую инспекцию и, получив штамп, поставлять спирт любому ликеро-водочному заводу. Новый закон с 1 января 2006 года отменяет лицензирование импорта и экспорта этилового спирта и алкогольной продукции. Но при этом устанавливает более жесткие требования для производителей спирта и крепкого алкоголя по размеру уставного капитала. Производить этиловый спирт теперь имеют право только те предприятия, уставный капитал которых составляет не менее 10 млн. рублей. Уставный капитал предприятий, выпускающих водку, должен быть не менее 50 млн. рублей.

Серьезно подорожает и лицензия. Повысив ее стоимость до 3 миллионов рублей на производство ликеро-водочной продукции в течение 5 лет, правительство уверено, что поставило своеобразный барьер перед недобросовестными производителями. В общем, выпускать нелегальную продукцию станет невыгодно и опасно.

Несколько подкорректировал кабинет министров и позицию некоторых субъектов Федерации, которые не допускали на свои рынки производителей алкогольной продукции из других регионов. Теперь для ввоза алкогольной продукции производителям не надо получать сертификат, упраздняются акцизные склады и региональные акцизные марки. Субъектам дается право ограничения времени продажи алкогольной продукции крепостью более 15 процентов. Кроме того, они могут устанавливать для розничных организаций, продающих алкоголь (за исключением организаций общепита), требования к минимальному размеру уставного капитала, но не более чем 1 миллион рублей.

В Белом доме не скрывают, что после введения закона количество производителей спирта и ликеро-водочной продукции сократится вдвое. Но, несмотря на то, что участники алкогольного рынка считают закон достаточно жестким, в правительстве уверены, что в сегодняшней ситуации, когда доля теневого оборота достигает 50 процентов, это оправданно. По мнению экспертов, вступающий в силу закон сможет радикально изменить ситуацию в стране, навести порядок на алкогольном рынке, сократить долю теневого оборота, защитить население от некачественной продукции.