Такие риски могут возникать в связи с совершением кредитными организациями сомнительных операций как от своего имени и в своем интересе, так и по поручению клиентов. Указанные операции, как правило, привлекают внимание налоговых и правоохранительных органов, которые могут предъявлять к кредитным организациям по вопросам совершения сомнительных операций различные претензии. Результатом совершения кредитными организациями сомнительных операций может стать бегство клиентов и отток денежных средств из кредитных организаций возникновение убытков и потеря платежеспособности. Таким образом, совершение кредитными организациями сомнительных операций может создавать ситуации, угрожающие законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций и, в конечном итоге, стабильности банковской системы Российской Федерации.
Практика надзорной работы Банка России за последние годы, в том числе в период приема банков в систему страхования вкладов, позволила выявить основные виды и признаки сомнительных операций, совершаемых кредитными организациями от своего имени и в своем интересе или по поручению клиентов.
К сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями от своего имени и в своем интересе, как правило, относятся операции, связанные с "оптимизацией" кредитными организациями налогообложения в интересах владельцев банков. Совершение такого рода операций несет высокий риск оспаривания соответствующих действий кредитных организаций налоговыми органами.
В этой связи территориальным учреждениям следует обращать внимание на реалистичность данных из финансовой отчетности кредитных организаций по расходам на заработную плату путем сопоставления общей суммы таких расходов с численностью фактически работающих в кредитных организациях сотрудников. По той же причине пристального внимания заслуживают любые сделки (кредитные, с ценными бумагами, с иностранной валютой и т.д.), совершаемые кредитными организациями на условиях, отличающихся от рыночных.
Территориальным учреждениям при осуществлении своей текущей деятельности по надзору за кредитными организациями, в том числе при проведении инспекционных проверок кредитных организаций, следует особое внимание уделять выявлению признаков указанных выше сомнительных операций.
При выявлении признаков того, что кредитные организации осуществляют сомнительные операции, Центробанк советует проводить встречи с менеджерами и владельцами банков для выяснения экономического смысла операций и возможных рисков от них, а также разработки плана по их прекращению, обращать внимание "на реалистичность данных из финансовой отчетности кредитных организаций по расходам на заработную плату путем сопоставления общей суммы таких расходов с численностью фактически работающих в кредитных организациях сотрудников".
Центробанк давно, но не слишком успешно борется с "отмыванием" денег, масштабы сомнительных операций поражают. По данным главы Росфинмониторинга Виктора Зубкова, только за пять первых месяцев прошедшего года направлено в правоохранительные органы 680 информаций с количеством операций около 10 тысяч на общую сумму 110 миллиардов рублей. По его словам, это в два раза больше по объему, чем за аналогичный период 2004 года, и в три раза больше по сумме. Росфинмониторинг получал в прошлом году от 12 до 14 тысяч информаций в сутки, а в 2004 году этот показатель составлял 5-6 тысяч информаций в сутки, отметил глава службы. "В прошлом году состоялся ряд судов по нашим материалам", - сообщил глава Росфинмониторинга. По его словам, по одному из этих дел обвиняемому вынесен приговор 12 лет лишения свободы, что является серьезным приговором за "отмывание" денег.
Тема "отмывания" денег для нашей страны продолжает оставаться актуальной, и не только потому, что она напрямую связана с темой борьбы с терроризмом, с финансированием криминала, но и потому, что у нас слишком большой по сравнению с легальной частью, которая проходит через банковскую систему, объем наличного и офшорного оборота, считает президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. При этом он полагает, что при решении проблемы "отмывания" денег перед Россией стоит несколько иная задача, чем перед западными странами. "На Западе удельный вес офшорного и наличного оборота по сравнению с общим объемом меньше 5-7 процентов. Если же мы будем делать слишком большой акцент на борьбе с "отмыванием", то у нас в официальном обороте останется еще меньше средств, потому что участники рынка будут опасаться работать через безналичный оборот и еще больше будут стремиться уходить в тень", - прогнозирует он. По его мнению, здесь необходимо соблюдать некий баланс. "У нас сложилась противоречивая ситуация, - говорит Тосунян. - Понятно, что борьбу с "отмыванием" денег вести надо, но делать это надо очень аккуратно - не как кампанию, а как обычную повседневную работу".
"Сегодня существует три параметра, по которым очень жестко оцениваются банки. Это "обналичка", "отмывание" и некачественный портфель активов. При этом борьба с "отмыванием" занимает одно из ведущих мест", - подчеркивает Тосунян. Однако здесь важно не переусердствовать, так как "на нас и так уже косо смотрят за рубежом - создается впечатление, что у нас сплошь и рядом занимаются только "отмыванием" и это единственный наш бизнес".
АРБ разработала рекомендации, конкретизирующие, в каком случае банки имеют право отказать в выполнении распоряжения клиента по осуществлению операций. "Нужно защитить и сами банки от возможных последующих исков, и в то же время банки могут отказывать клиентам, в случае если есть признаки сомнительных операций, но они должны быть очень точно обозначены", - считает Тосунян.
К сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены операции, указанные в письмах Банка России от 21 января 2005 г. N 12-Т, от 26 января 2005 г. N 17-Т, а также следующие виды операций:
1. Систематическое снятие клиентами кредитных организаций (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств. При этом особое внимание следует обращать на клиентов кредитных организаций, у которых отмечается высокое (80 процентов и более) отношение объема снятых наличных средств к оборотам по их счетам.
2. Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней.
3. Осуществление резидентами-клиентами кредитных организаций безналичных переводов денежных средств в крупных размерах в пользу нерезидентов (особенно в случаях, когда юрисдикция нерезидента-контрагента по договору не совпадает с юрисдикцией банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента-контрагента):
- по договорам об импорте работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (особенно консультативных, маркетинговых, компьютерных, рекламных услуг), по которым проведение расчетов осуществляется без одновременной уплаты налога на добавленную стоимость, а также по договорам перестрахования;
- по сделкам купли-продажи ценных бумаг (особенно векселей российских организаций, а также акций российских эмитентов, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг). При этом особое внимание необходимо уделять клиентам кредитных организаций, у которых операции с ценными бумагами носят в основном односторонний характер (покупка у нерезидентов);
- по договорам о поставке товаров, приобретаемых у нерезидентов на территории Российской Федерации, а также о поставке товаров, приобретаемых резидентами за пределами Российской Федерации и не пересекающих таможенную границу.
4. Проведение операций, связанных с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров, когда экспортная выручка, поступившая в пользу клиента, в течение этого же операционного дня возвращается нерезидентам в рамках исполнения иных обязательств.
5. Осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок.