В ролях: супер-звезды Андрей Панин, Андрей Краско, а также юные звезды Александр Головин и Сергей Рыченков.
"Ни любви, ни тоски, ни жалости..."
"Этими словами Константина Симонова герой Андрея Панина - полковник Вишневецкий объясняет своим инструкторам стиль отношений с юными воспитанниками диверсионной школы.
"Уличные озлобленные волчата. Мальчишки, которые были детьми, попадают в школу, где готовят диверсантов, где из них готовят профессиональных убийц".
1943 год. Количество беспризорных детей в районах эвакуации составило более 670 тысяч человек. Бездомные подростки, которые не боятся "ни Бога, ни черта", группируются в уличные банды, грабят дома и продовольственные склады.
Но до этого было постановление ЦИК.
По постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних" за совершение особо тяжких преступлений дети приравнивались к взрослым, вплоть до высшей меры наказания, в соответствии с УК СССР.
Но в наркомате внутренних дел СССР было принято решение смягчить судьбу малолетних преступников и дать им шанс искупить свою вину перед Родиной. Для этого были разработаны рекомендации по созданию диверсионно-разведывательной школы для малолетних преступников, которым грозит высшая мера наказания. Теперь у обреченных на казнь есть выбор, шанс...
...После неудачного ограбления, во время которого были убиты сторож и милиционер, беспризорники Котя - "художник" и вор-карманник Тяпа попадают в КПЗ. Впереди - суд, колония, а может быть, и "вышка". Но в это время в алма-атинскую тюрьму приезжают сотрудники органов, которые отбирают подростков-сирот для участия в секретном проекте. После обучения в спецшколе им предстоит выполнять различные диверсионно-разведывательные операции.
В лагере, раскинувшемся высоко в горах, сволочи-малолетки, как их называют взрослые, проходят настоящую школу жизни. Лишенные материнской ласки и отцовской руки, подростки, получив злобу вместо нежности, обретают в спецшколе наставников, которые готовят из них диверсантов-"профи".
Но смерть дышит в затылок... "Люди проверяются на прочность".
Два главных героя Котя и Тяпа, прошедшие за свою недолгую жизнь почти все круги ада, поначалу хотят сбежать из лагеря, но, понимая безысходность ситуации, отказываются от намеченных планов и до конца проходят подготовку в школе. За время пребывания в спецлагере, общаясь с добрым и открытым завхозом дядей Пашей, мальчишки получают недополученное тепло родительской любви.
...Военный самолет уносит группу диверсантов-малолеток в снежные Альпы...
Это первое и последнее задание мальчишек, в котором они погибают.
...Погибают магазинный вор Принц, ломщик Бабай, форточник Шкетяра, рыночный карманник Окунь, грабитель Кучер...
В живых остались только двое. Можно бежать, можно спастись, по тайным альпийским тропинкам пробраться в ближайшее селение и раствориться в море жизни. "Мы должны отомстить за ребят!" Котя и Тяпа взрывают секретную базу воздушного наведения и связи. Неуязвимый "Гефлюгельхоф" уничтожен! Истекающий кровью Котя приказывает Тяпе уходить...
С вершины горы, под которой остался раненый Котя, сползает снежная лавина... Мальчики теряют друг друга из виду".
Несмотря на жесткую канву произведения, фильм "Сволочи", по мнению актера Андрея Панина, все-таки "фильм жестко красивый".
Александр Атанесян много работал с Параджановым, а Параджанов - режиссер красивых фильмов. Человек после просмотра фильма может быть задумается, что жизнь на земле скоротечна. Человек начинает жить, когда вспоминает: "Ой, мне же совсем мало осталось жить!"
место съемок |
"...Высота - 2300 метров. Рядом Арагац - 3500 м над уровнем моря - вершина, ставшая самой высокой в Армении после того, как турки отобрали Арарат. Внизу - живописное ущелье Амберт. Справа - развалины крепости Ашота Железного IX века, которая, говорят, остановила самого Тамерлана. На горизонте - Арарат. Где-то далеко внизу - Ереван. А здесь, в горах, устроили спортивную площадку: брусья, турники, канаты. Окрестности озера Севан превратились в австрийские Альпы. Там снимали высадку юных диверсантов возле немецкой военной базы "Гефлюгельхоф", взрыв базы и отдельно - эпизод с несчастным случаем на тренировке. На съемки был доставлен огромный кран, который был использован в "Титанике".
Прежде чем оборудовать съемочную площадку, три месяца пришлось расчищать от снега дорогу, которую открывают только с середины апреля, а съемки должны были к тому времени уже начаться.
"Здесь было абсолютно пустое место, - рассказывает художник-постановщик Максим Фесюн, - чтобы построить лагерь, нужно было поднять наверх каждый гвоздь и доску. Зайцы очумелые, лисы к нам на свет выходили, кто-то даже волков видел. Места-то заповедные: когда дорогу прокладывали, птицы с ума сошли - под колеса бросались. Дорогу под снегом мог найти только один тракторист в деревне. Потом по этому коридору со снежными двухметровыми стенами одних камней 50 грузовиков наверх подняли, не считая остального: бревен, деревьев и всего, что нужно для тренировочного лагеря. А потом все декорации разобрать и вниз спустить надо, чтобы все осталось, как до нашего прихода..."
Александр Атанесян: Война и вина
мнение режиссера |
Андрей Панин: "...Горы. Мы снимали возле замка, который в свое время не стал брать Тамерлан, прошедший мимо. Что ж, его можно было понять: замок окружают крутые обрывы".
Мосфильм. 2006 год. Январь. Я сижу в кабинете режиссера фильма Александра Атанесяна.
- Почему вы согласились снимать фильм по повести Владимира Кунина "Сволочи", где описана, говорят, одна из жизней самого писателя?
- В феврале прошлого года мне дали почитать книгу Владимира Кунина. Я, честно говоря, заранее не хотел фильм снимать.
- О чем книга? - спросил я человека, который мне предложил это сделать.
- О войне...
Я принес домой книгу, куда-то бросил, даже читать не стал.
Потом думаю: дай-ка пробегу глазами, чтобы аргументированно сказать: "Нет!" Начал читать и не смог остановиться.
- Чем "зацепила"?
- У повести "Сволочи" - жесткий сюжет, идеально просчитанный, яркие образы, сюжет, органично катящийся к финалу, и очень нестандартная ситуация. А я ее сделал еще более нестандартной.
- Как?
- Я убрал единственную женскую роль... Даже лица женского нет. Мне показалось, что женская линия уводит от главного сюжета.
Владимир Кунин, на мой взгляд, политизировал ситуацию. И очень мало описано состояние детей. У нас с ним даже возник конфликт. Кунин говорил, что дети - преступники и уже ничего детского в них нет. Но человек есть человек, закрыт он замазкой преступника или нет.
- Вы разругались?
- Нет, поскольку Кунин живет в Мюнхене. Он прислал письмо, что ни одного слова переписывать не будет, хотя ему предложено было много поправок. А по контракту продюсер имеет право привлекать другого сценариста но, я сценарий переписал .
Книга, на мой взгляд, начинается унизительно для ветеранов: в элитных войсках Москвы перед 9 Мая со всей страны собирают ветеранов, и молодой лейтенантик учит их маршировать - они готовятся к Параду Победы. Лейтенантик обменивается репликой с другим лейтинантиком, мол, собрали инвалидов...
Даже если это правда, я не могу о ветеранах ни думать так, ни снимать. И всю эту сцену я убрал. Но не бывает, чтоб все было гладко.
- Лагерь был на самом деле?
- На самом деле было то, что мы заявляем в начале фильма. В 1943 году в районах эвакуации - 670 тысяч беспризорных детей. Это статистика ВЦИК (сейчас гораздо больше. - Прим. авт.). Что такое беспризорные дети в 1943 году, когда страна живет по карточкам, а паек - прерогатива органов соцобеспечения? Где берут еду нигде не прописанные беспризорники?
- Воруют.
- 670 тысяч беспризорных детей - это 670 тысяч потенциальных преступников. Часть из них были очень серьезным уголовным контингентом. Сталину была направлена докладная записка, что дети в районах эвакуации объединяются в банды, занимаются грабежами, буйствами. Что они грабили? То, что можно продать. Эти места жесточайше охранялись.
В 1935 году было постановление, подписанное Калининым, о том, что дети-преступники в ряде преступлений приравниваются к взрослым начиная с 14 лет.
В 40-м году вышел указ, в котором говорилось, что дети, причастные к крушениям поездов, приравниваются к преступникам.
В 41-м году вышел указ Калинина: по всем уголовным преступлениям уголовная ответственность начинается с 14 лет, вплоть до высшей меры наказания.
Это правда.
Кунин утверждает, что он был в таком лагере. Он - человек взрослый, ему - под восемьдесят. Нет оснований не верить, хотя документального подтверждения нет. А что "Мастер и Маргарита" - это правда?
- Правда. Борьба между светлыми и темными силами - реальна.
- Согласен. Вот мы и говорили, как в черном не потерять светлое. Понятием правды оперируют историки и публицисты - и то они запутались. А мы оперируем системой образов - мы хотим создать эмоционально-визуальный ряд.
- О чем, на ваш взгляд, эта история?
- О братстве двух мальчиков. О том, как Костя Чернов по кличке Кот, вор-рецидивист, опекал Вальку Тяпкина по кличке Тяпа. И, оказавшись в ситуации, когда грозил расстрел (они ограбили продовольственный склад и убили сторожа), у них был выбор: или идти под расстрел, или идти в лагерь, попробовав искупить свою вину перед Родиной.
Конечно, мальчики-преступники выбрали второе - жизнь. И как они прожили эту жизнь - рассказывает фильм. Показать: как они спасали себя - своих друзей - свои души.
-Как подбирали актеров?
- Разогнали ассистентов по всей стране, по детским домам, где живет Сережа Рыченков. Ребята оказались замечательными, мы боялись, как 60 человек подростков проживут полтора месяца в горах. Ни один из страхов не оправдался. Никто никого не обидел... Сережа Рыченков - закрытый. Я его боялся приближать, помня слова Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Если бы он был без братьев, я бы его усыновил. Я для них - фигура серьезная, они тянулись ко мне, но я не переступал черту.
- Вы в свое время открыли Андрея Панина и теперь с ним не расстаетесь.
- Мне легко с ним. Он пластичен. Он понимает с полуслова. Он гениальный актер. Я работал с Андреем Тарковским, и однажды ему на встрече со зрителями пришел вопрос: "Как вы работаете с актерами?" Он ответил: "Я не работаю с актерами. Я стараюсь найти актера, точно соответствующего образу".
- Вы утверждаете, что дети сегодня могут составлять национальную идею...
- Национальной идеей может быть семья. Я - армянин и принадлежу к древнему народу, у которого главным считается семья. Конфуций утверждал, что у человека на первом месте должна быть семья, на втором - община, на третьем - государство. Семья - это не сожительство двух людей, это потомство. Это когда люди объединяются вместе, чтобы рожать детей. И если государство понимает такую логику, оно должно помогать семьям.
Андрей Краско: Это правда
- Вы так много снимаетесь, что спите прямо в самолете, в перерывах между съемками?
- Иногда сплю в поезде.
С той же съемочной группой, что сняла "У-Ю", мы сделали фильм "Сволочи". Это военное время. Лагерь для детишек-уголовников. Их натаскивают для работы в диверсионных группах, делают из них детей-камикадзе. Именно тогда, когда люди попадают в экстремальные ситуации, про каждого становится понятно, что он собой представляет. Здесь, в лагере, перед лицом смерти можно мстить, можно льстить, можно остаться сволочью, а можно стать героем. Многие пацаны не выдерживают. Самоубийство, убийство при попытке к бегству, убийство из мести, расстрел предателя...
- Это было правда?
- Я вполне верю. У Рогожкина есть сценарий, который назывался "Дом". Он не стал по нему снимать - перегорел. Эта история о том, что в Мурманске в районе порта были публичные дома для моряков. Если представить, что в советские времена в порту работал публичный дом, укомплектованный комсомолками, которые обслуживали американских моряков, английских, у нас все могло быть.
- Кто ваш любимый режиссер?
- Мне везет. Я работаю с теми, кто мне нравится. Пока, слава Богу, востребованность у меня высокая.
- Это верно, что прежде чем прийти в кино, вы перепробовали множество профессий?
- Работы не было. Хватал, чтобы выкарабкаться. Просто выживал.
- Первая ваша роль?
- Самая первая - вгиковский дебют Алексея Лебедева (сын Евгения Лебедева), где играл сапера. Это была тридцатиминутная картина. Затем была большая роль в фильме "Прорыв" Дмитрия Святозарова про аварию в Ленинградском метро.
- Вы дома часто бываете?
- За последние полгода два раза. Один раз - один день, другой раз - два дня. Года два без отпуска.
- Как вы отдыхаете?
- Как в анекдоте. Я не напрягаюсь.
- Но вы счастливы, что много работаете?
- У меня смысл жизни в работе. Для кого-то семья на первом месте, для кого-то - дом, для меня - работа и чтобы все остальное не мешало.
- У кого хотели бы сняться?
- У Тарантино. Я могу работать в любой эстетике, если бы было интересно.
- Кого вы из современных писателей читаете?
- Сорокина. Улицкую люблю. Буковского, Булгакова. Было интересно сначала читать Пелевина, потом поспокойнее стал к нему относиться. У Сорокина, несмотря на его внешний эпатаж, есть мысль, интересные повороты сюжетов. Я снимался в фильме "Копейка" по его сценарию, познакомился с ним лично. Владимир Сорокин чем-то схож со Шнуром, лидером группы "Ленинград". В их произведениях обилие матерных слов, а в жизни это интеллигентные люди. Шнур в жизни ругается меньше меня.
Сергей Рыченков: Все сволочи - и взрослые, и дети
...Москва, интернат для сирот, 2006 год, январь, мороз. Тяпа - Сергей Рыченков живет в интернате.
Актовый зал интерната. Ко мне приводят Сережу, который сыграл одну из главных ролей в фильме. Меня предупреждают, что можно говорить только о фильме и нельзя говорить о прошлой жизни подростка - как он попал в этот московский интернат, что на окраине Москвы. Но я знаю, что у Сережи Рыченкова, сыгравшего беспризорника, очень трагичная личная жизнь. При живых родителях (папа - в тюрьме, мама - неизвестно где) трое братьев Рыченковых оказались в интернате. У Сережи добрые глаза.
- Сережа, помнишь, как тебя позвали сниматься в кино?
- Пришли в интернат ассистенты по актерам. Я прошел кастинг. Мне дали текст. Я его выучил. Это был самый трудный эпизод, как мы лежим раненые, истекающие кровью и разговариваем. Напарника моего сыграл Саша Головин из "Ералаша". Ему 16 лет, он уже снялся в "Кадетах".
- Ты знал, о чем фильм?
- Как в войну ловили маленьких мальчиков и отправляли в горы, в лагерь, там их учили стрелять. Их посылали на смерть. Нас было 13 пацанов - чертова дюжина. Живых осталось двое, как в "9 роте". Когда мы все прыгали с парашюта - все пацаны раскрыли парашют раньше, их заметили и расстреляли в воздухе... они на землю приземлились уже мертвыми. Мы с Котей выжили.
- А кем они потом стали в жизни?
- Ветеранами.
- А кем бы ты хотел быть?
- Я не решил.
- Ты сам домысливал за своего героя или все делал четко по сценарию?
- Домысливал. Но я знал, что мой герой попал в банду к Коту, и вместе с Котом они попали потом в лагерь. Это было в 1943 году. И согласились они идти в этот лагерь, чтобы потом сбежать на волю. Герой Андрея Панина посылал нас на задания. Безжалостно и жестко, он говорил, что нашим героям не надо доверять - они же рецидивисты. Одному мальчику из-за такого обращения не хотелось в этом лагере жить, и он покончил с собой.
- А с кем понравилось работать в паре?
- С Краско (дядя Паша). Передайте ему привет. Он нам сочувствовал. По крайней мере он ждал нас с задания.
- А Панин играл негодяя?
- Да. Если бы мы выжили, для героев Панина и Краско было бы хуже, мы бы об этом лагере когда-нибудь рассказали. Этот лагерь был секретным и незаконным.
- Существует теория белых и рыжих клоунов, которые в каждом человеке. Панин белый или рыжий?
- Белый, он - гордый...
- А Краско?
- Тоже белый.
- Тренировок было много?
- До съемок мы ездили на скалодром, где нас учили лазить, как по горам.
- Тебе нравился твой герой?
- Он очень злой и жестокий, а я в жизни не жестокий. Я бы никого не смог убить. Он был вором.
- Какой у тебя характер?
- В соответствии с переходным возрастом.
- А ты куришь?
- Да.
- Давно закурил?
- Месяца три назад.
- Чему научил тебя твой герой?
- Ничему. Все - и взрослые, и дети - ведут себя, как сволочи. Я по сюжету фильма убиваю сторожа. Я играл не самого себя и я своего героя не оправдываю. И я от своего героя ничего не взял и ничего не перенес в интернатскую жизнь.
- О чем ты мечтаешь?
- Избавиться от лени.
- Твой самый хороший поступок?
- Я учителям подарков на День учителя накупил на заработанные деньги. Но я не все деньги потратил.
- А куда ты их дел?
- Я на них хочу мебель купить в квартиру, которую мне дать должны по достижении 18 лет.
- Что бы ты пожелал другим?
- Чтобы такого кошмара, который я пережил в жизни, ни у кого не было. Чтобы не было ни войны, ни горя...
- Что бы ты хотел изменить в прошлой жизни?
- Оценки.